Лента новостей
Статья12 апреля 2017, 08:52

Печатный мемориал "врагам народа"

(Продолжение. Начало в № 14).

По мнению автора, октябрьский переворот 1917 года стал началом бесчеловечных социально-экономических экспериментов над населением бывшей Российской империи. В угоду врагам нашей страны захватившие и узурпировавшие власть политические авантюристы разожгли в России гражданскую войну, в ходе так называемой «классовой борьбы» занялись искоренением «буржуазных элементов», в том числе наиболее массовой социальной группы – крестьянства. Работящие и зажиточные крестьяне Тамбовской губернии, которые до войны 1914 – 1918 гг. экспортировали в Европу до 26 миллионов пудов (10,6 тысячи тонн) продуктов сельского хозяйства, одними из первых познали «радости» коммунистической утопии.

А. Хазиев приводит в своей книге документы, которые иллюстрируют, как «раскрестьянивали» исконно русскую землю, сколько прекрасных хлебопашцев уничтожили коммунисты в ходе гражданской войны и «красного террора» на Тамбовщине, во время подавления крестьянского восстания под руководством А.С. Антонова.
Вот только некоторые из них.

ДОКУМЕНТ № 1. Из телеграммы Кирсановского военного комиссара Тамбовскому губкому РКП (б) 2.
1 ноября 1918 г.
28 октября мне доложили, что в Рудовской волости, 67 вёрст от Кирсанова, восстание кулаков, разогнан совет, комитет бедноты. Отправился с отрядом: 167 пехоты, 50 кавалерии, 28 пулемётчиков, четыре пулемёта. Восставшие унтер-офицеры, офицеры, а за ними вся волость имели оружие, гранаты, бомбы, устроили окопы вокруг деревни. 29 октября прибыл с отрядом, созван совдеп, комитет бедноты. Расстреляно шесть человек, много арестованных. Наложен штраф: 1 миллион деньгами, 10 тысяч пудов проса, муки, 500 коров, 500 лошадей, 3 тысячи овец, полтораста пудов масла коровьего, 25 тысяч пудов сена, 6 тысяч пудов овса…

ДОКУМЕНТ № 2. Из приказа Полномочной комиссии ВЦИК.
11 июня 1921 г.
№ 171, г. Тамбов
…Дабы окончательно искоренить эсеро-бандитские корни… Полномочная комиссия ВЦИК приказывает:
1. Граждан, отказывающихся называть своё имя, расстреливать на месте без суда...
4. Семья, в доме которой укрылся бандит (термин «бандит» большевики стали использовать вместо «государственный преступник». Эта терминология не соответствует международным нормам, но применяется и ныне. – прим. А. Хазиева), подлежит аресту и высылке из губернии, имущество её конфискуется, старший работник в этой семье расстреливается без суда.
5. Семьи, укрывающие членов семьи или имущество бандитов, рассматривать как бандитов, и старшего работника этой семьи расстреливать на месте без суда.
6. В случае бегства семьи бандита имущество таковой распределять между верными Советской власти крестьянами, а оставленные дома сжигать или разбирать.
7. Настоящий приказ проводить в жизнь сурово и беспощадно.
Председатель Полномочной комиссии ВЦИК
Антонов-Овсеенко.
Командующий войсками Тухачевский.
Председатель
губисполкома Лавров.
Секретарь – Васильев.

ДОКУМЕНТ № 3. Из приказа командования войсками Тамбовской губернии
12 июня 1921 г.
№ 0116, г. Тамбов /опс
… Для немедленной очистки лесов приказываю:
1. Леса, где прячутся бандиты, очистить ядовитыми удушливыми газами, точно рассчитывать, чтобы облако удушливых газов распространялось полностью по всему лесу, уничтожая всё, что в нём пряталось…
Командующий войсками Тухачевский

ДОКУМЕНТ № 7. Из протокола заседания представителей политкомиссий и волостных ревкомов 2-го боеучастка о событиях в Лазовском районе.
5 июля 1921 г.
…В деревне Петровской и Грязнухе произведён расстрел 17 человек, что сильно подействовало. Крестьяне сами теперь стаскивают оружие, открывают ямы и пр. Бандитские семьи поголовно бегут из деревень, оставляя пустые дома. В дальнейшем приказ № 171 придётся применить в Зверевке. Малая Зверевка яро бандитская. Грязнуха тоже… Без расстрелов ничего не получается. Расстрелы в одном селении на другие не действуют, пока в них не будет проведена такая же мера...

К осени 1921 года обескровленное в боях с регулярными, вооружёнными броневиками, аэропланами и смертоносными газами войсками государства большевиков, под страхом безжалостной расправы разорённое тамбовское крестьянство было «умиротворено». Людям ничего не оставалось, как согласиться на капитуляцию, их вынудили поверить в «новую экономическую политику» (НЭП). Уже в декабре прежде хлебородную Тамбовщину охватил страшный голод: по сведениям губкома РКП (б), в Борисоглебском уезде голодали более 120 тысяч человек, в Кирсановском – до 160 тысяч, в Тамбовском – 60 тысяч и в Усманском – свыше 100 тысяч человек, на каждых 100 новорождённых младенцев приходилось в среднем 216 умерших детей и взрослых. Отчаявшиеся выжить тамбовские мужики целыми деревнями покидали родные места и в поисках пропитания уходили в другие губернии. В 1928 году потерявшая значительную часть населения Тамбовская губерния была упразднена и влилась в обезличенную ЦЧО – Центрально-Чернозёмную область. Оставшиеся в живых тамбовчане разбежались по просторам России, поселились в городах, потеряли свою идентичность, хозяйские привычки и культурные традиции.

Но коммунистический молох оказался ненасытным, его «эксперименты» над людьми и целыми народами продолжались. Начался «Великий перелом»: чтобы уничтожить крестьянство как «мелкобуржуазный» и «чуждый пролетариату класс», в сёлах начались «раскулачивания» и «коллективизация». Кто выжил в 20-х, остался единолично, собственным трудом пахать родную землю, не пошёл в колхозы и совхозы, стал «врагом народа». И вновь прогремели выстрелы, пролилась кровь, потянулись тысячи арестантов в концлагеря, в северные края.

В 1934 году Кремль решил ликвидировать бестолковую, экономически беспомощную ЦЧО и раздал тамбовские чернозёмы сразу в несколько регионов. Только 27 сентября «расстрельного» 1937 года ЦИК СССР выделил из состава Воронежской и Куйбышевской областей самостоятельную Тамбовскую область. Правда, Верховный Совет СССР утвердил создание урезанной по территории, «успокоенной» отнюдь не экономическими преимуществами Тамбовской области лишь в январе 1938 года. Неудивительно поэтому, что долго ещё по нашим селениям гулял «товарищ маузер». Большевистские опричники-«чекисты» очень усердно выполняли спущенный из Москвы план по репрессиям в отношении «кулаков», «иностранных шпионов» и «антисоветских элементов», поэтому не могли не вспомнить и бывших «антоновцев». Большинство из них, даже успевшие «искупить вину перед Советским государством» в концлагерях, на Соловках и в Сибири, опять были арестованы и по статье 58 Уголовного Кодекса РСФСР снова объявлены «врагами народа». И лилась тамбовская кровушка в застенках Воронежа и Тамбова, отправились в далёкие северные и восточные края новые тысячи и тысячи узников ГУЛАГа…

Этот геноцид против своих собственных граждан, массовые репрессии не прекращались даже во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., продолжались они вплоть до смерти «отца народов и генералиссимуса» Сталина. После 1953 года бурный поток превратился в тонкий ручеёк, но инакомыслие в СССР никогда не приветствовалось. К сожалению, пишет автор, за моря пролитой крови и слёз так никто и не ответил. Далее в книге приводится часть имён наших земляков и переселенцев из других регионов, пострадавших в период «коллективизации», массовых репрессий 1937 –1940-х и начала 50-х гг. (см. стр. 5)Не все из них реабилитированы, но судьба объединила этих людей в общий список. Пусть хотя бы в XXI веке россияне, тамбовчане помянут оскорблённых и униженных, помянут загубленные души. Земля им пухом и Царствие Небесное!..

Списки репрессированных жителей Жердевского района

АВЕРИН Василий Харитонович 1886 года рождения, уроженец и житель д. Фёдоровка Жердевского района Тамбовской области. Единоличник, беспартийный. Репрессирован 1 февраля 1931 года «тройкой» при ПП ОГПУ по ЦЧО. Осуждён на 3 года концентрационных лагерей.

АГАФОНОВ Кондратий Иванович 1882 года рождения, уроженец и житель с. Туголуково Жердевского района Тамбовской области. Единоличник, беспартийный. Репрессирован 28 августа 1941 года Судебной коллегией Тамбовского областного суда. Осуждён на 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

АКУЛИНИН Александр Петрович 1903 года рождения, уроженец Жердевского района Тамбовской области, проживал в с. Чикаревка Жердевского района. Чикаревская МТС, старший механик, беспартийный. Репрессирован 30 мая 1941 года Тамбовским областным судом. Осуждён на 10 лет лишения свободы и на 5 лет поражения в правах.

АЛЕКСЕЕВ Николай Евдокимович 1879 года рождения, уроженец с. Артёмовка Жердевского района Тамбовской области. Единоличник, беспартийный. Репрессирован 23 марта 1930 года «тройкой» при ПП ОГПУ по ЦЧО. Осуждён на 5 лет концентрационных лагерей.

БАРЫШНИКОВ Егор Иванович 1870 года рождения, уроженец и житель с. Павлодар Жердевского района Тамбовской области. Колхоз “Победа”, колхозник, беспартийный. Репрессирован 15 января 1938 года «тройкой» УНКВД по Воронежской области. Расстрелян.

БЕЛОКОПЫТОВА Евдокия Андреевна 1890 года рождения, уроженка с. Сукмановка Жердевского района Тамбовской области. Псаломщица, беспартийная. Репрессирована 9 февраля 1938 года «тройкой» УНКВД по Воронежской области. Осуждена на 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

БЕЛОЛИПЕЦКИЙ Исай Александрович 1884 года рождения, уроженец и житель с. Сукмановка Жердевского района Тамбовской области. Совхоз им. М. Горького, сторож, беспартийный. Репрессирован 19 октября 1937 года «тройкой» УНКВД по Воронежской области. Осуждён на 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

БЕРДНИКОВ Семён Степанович 1867 года рождения, уроженец и житель с. Туголуково Жердевского района Тамбовской области. Единоличник, беспартийный. Репрессирован 3 ноября 1930 года «тройкой» при ПП ОГПУ по ЦЧО. Выслан на 3 года в Северный край.

БОНДАРЕВА Феодосия Ивановна 1898 года рождения, уроженка г. Могилёва, Белоруссия, проживала и работала в совхозе “Луч” Жердевского района Тамбовской области. Свинарка, беспартийная. Репрессирована 16 сентября 1942 года Особым Совещанием при НКВД СССР. Осуждена на 3 года исправительно-трудовых лагерей и др.

Всего в списке 207 человек – не только репрессированные жители сел, но и г. Жердевки. В архивах госбезопасности они числятся по городу, хотя он был образован только в 1954 году. В отличие от других сельских районов Тамбовской области «раскулаченные единоличники» составили здесь только 35% репрессированных (72 человека), без определенного рода занятий – почти 3%, «служители религиозного культа» – 1%. Подавляющее большинство (61%) были колхозники, работники совхозов и советские служащие, а также кустари и артельщики. По сравнению с Бондарским районом здесь резко увеличилось число расстрелянных – 60 человек. Это неудивительно: во время «Антоновщины» особенно организованно сопротивлялись власти большевиков-коммунистов именно южные и юго-восточные, самые хлебородные уезды Тамбовской губернии, в т. ч. Борисоглебский, из которого новые власти выделили Жердевский район.

Среди жертв сталинского произвола были руководители:
Костин Михаил Петрович, уроженец и житель с. Туголуково, председатель колхоза «Красный гигант», член ВКП (б) в 1932 – 1935 гг., расстрелян;
Кульш Мстислав Александрович, уроженец Белоруссии, проживал в с. Туголуково, управляющий Туголуковским отделением Госбанка СССР, расстрелян. По всей видимости, не случайно М.П. Костин и М.А. Кульш были репрессированы почти одновременно – 27-го и 28-го декабря 1937 г.;
Назаров Павел Игнатович, уроженец Орловской области, председатель Жердевского райисполкома тогда ещё Воронежской области, член ВКП (б) с 1918 г., расстрелян;
Соколовский Феодосий Мефодьевич, уроженец Белоруссии, 2-й секретарь Шпикуловского райкома ВКП (б) тогда ещё Воронежской области, репрессирован на один день позже.
Среди наиболее пострадавших от сталинских репрессий населённых пунктов:
с. Туголуково – репрессировано 40 человек, из них 8 расстреляны. Кроме того, в деревне Старое Туголуково были арестованы ещё 3 человека. Нет сомнений, что туголуковцам припомнили их активное участие в партизанском движении против власти коммунистов в 1920 – 1921 гг., участие в Савальском, Павлодарском или Борисоглебском повстанческих полках;
с. Павлодар – репрессировано 16 человек, из них 4 расстреляны;
с. Сукмановка – 10 человек, из них 2 расстреляны, 6 человек осуждены...
Полностью со списком репрессированных можно ознакомиться в «Книге памяти».


Р. S. Когда верстался номер, стало известно, что администрация нашего района решила приобрести у автора два экземпляра книги и подарить их краеведческому музею и районной библиотеке, где в открытом доступе все желающие смогут найти фамилии своих предков и подробнее узнать об их судьбах.
Автор:Статья подготовлена  И. НИКОЛАЕВОЙ  по материалам