Лента новостей
Статья10 апреля 2017, 16:47

Как разбудить в ученике гения?

В последнее время в обиход всё больше входит английское выражение креатив, что переводится как творческое мышление. Зачем тащить ещё одно иностранное словечко в великий, могучий русский? Тем не менее, оно уже прочно в нём прижилось. Дело в том, что перевод этот приблизительный, и больше подходит для музыкантов, поэтов, актёров – чисто творческих профессий. А креатив – это нестандартный, оригинальный подход к успешному решению задач во всех сферах деятельности, в том числе и в жизненных ситуациях. И точного аналога этому понятию в русском языке нет.

Учить результативно

Креативное мышление – это быстрый, гибкий, живой ум как у гениев. Но гениальность явление редкое. Однако заместитель директора по учебно-методической работе Сосновской школы №1 Ольга Утробкина перед началом мастер-класса «Развитие креативного мышления учащихся как фактор формирования успешной личности» в своём вступительном слове процитировала афоризм: «В каждом человеке спит гений. И спит всё крепче и крепче». Грустный юмор о том, что большинство детей от природы талантливы, но потребность мыслить нестандартно бывает утеряна как перо жар-птицы. Она не востребовалась, не развивалась, а наоборот. Сколько примеров из истории, когда людям с креативными задатками пришлось, преодолевая сопротивление общества, грудью дорогу прокладывать себе. Диагноз тупицы поставили в школе будущему изобретателю Эдисону, поэт Маяковский с треском был изгнан из гимназии. Двойки в школе получал гениальный режиссёр Андрей Тарковский, ярлык тунеядца приклеили будущему лауреату Нобелевской премии Иосифу Бродскому. К счастью, сегодня творческий подход к обучению находит всё больше внимания и развития .
- Главный вопрос, который ставит школа, как учить результативно? - сказала перед началом занятий директор Наталия Савинкина.- В основе обучения ведущий документ -образовательная программа, федеральный стандарт, в котором многие учителя находят возможность использовать и креативный подход как одну из технологий образовательного процесса.

Возможность моего «я»

Но креативное мышление развивает креативный педагог. И в школе №1 и её филиалах такие имеются. Они и провели мастер-классы. Показали высший пилотаж, творческий подход к обучению в идеале.
Все распределились по секциям, их было пять: учителей начальных классов, русского языка и литературы, математики, биологии и географии и английского языка. Педагоги оказались в роли учеников, а я переходила с фотоаппаратом из класса в класс. И тоже иногда получала задание. Надо признаться некоторые с первого захода озадачили.
Работу секции математики начала учитель Светлана Стрельникова, предложившая решать так называемые открытые задачи, где нет привычного чёткого условия и однозначного ответа. К примеру, кирпич упал в ванну , насколько увеличился объём воды? При этом неизвестны ни количество воды, ни вес кирпича. Вариантов ответов множество. В общем, креативное мышление в действии, где отсутствуют привычные шаблоны.
Прекрасный урок «Эта удивительная пирамида» дала в этой же математической секции педагог с большим опытом Вера Климанова, как подтверждение того, что креативность не зависит от возраста. Предложила разгадать кроссворд «Пирамида», чтоб убедиться в гармонии соотношения , известного под названием золотое сечение. В результате в макете, сделанном по этому принципу и растения растут лучше, и продукты не портятся дольше, и человек получает заряд здоровья.
Учитель начальных классов Галина Попова показала возможности сказок – этой кладези мудрости в творческом воспитании детей. Каждый из присутствующих получивл сказочное перо жар-птицы, написал на нём своё желание, а затем создали из них сообща символическое изображение вселенной.
Секцию биологии и географии открыла учитель Отъясского филиала Валентина Лунькова. Тема - «Слагаемые успешного урока», в котором она, беря за основу образовательный программный документ, вводила элементы креативного урока. Видно, что учитель очень любит своё дело, свой предмет. А без любви какое же творчество, какой же креатив?
Татьяна Кинзбурская в этой же секции провела мастер-класс « Будущее ближе к нам, чем мы думаем». Рассказала о применяемых ей триз-технологиях – решении экспериментальных задач на уроках биологии для развития творческих способностей учащихся.
Биолог Инна Васильева говорила о развитии креативного мышления в рамках программы «Друзья природы». Это о важной теме экологии, взаимодействии человека с окружающей средой.

Каждый взял что-то для себя

Мне как гуманитарию особенно была интересна секция русского языка и литературы. Заведующий Атманоугловским филиалом, учитель этого предмета Марина Пудовкина показала элементы кейс-технологии. Это когда задачи разной степени тяжести даются учителем в конвертах, и каждый волен выбрать свой, согласно библейской истине: самый тяжёлый крест самому сильному. Но не всегда так случается. И это даёт возможность учителю выяснить самооценку ученика. Насколько он самоуверен или наоборот страдает низкой самооценкой. Она предлагала также несколько интересных заданий. Например, из ключевых слов, отбросив лишнее составить связанное повествование. Затем педагоги под её руководством сделали анализ рассказа тонкого знатока русской души Антона Чехова.
В этой же секции педагог Ольга Черкасова предложила тему «Применение положительной мотивации на уроках русского языка и литературы». Практическое задание - сделать свой вариант конца прерванного рассказа.
На мастер-класс «Загадочная Англия», который проводила Лариса Кайдаш, попасть, к сожалению, не удалось, зато успела посмотреть театральное представление на английском языке, которое подготовила со своими учениками Ирина Шатилова. Сценка на английском, но сыграна очень эмоционально, не зная языка всё понятно.
А опытный психолог Отъясского филиала Ольга Нагорнова провела мастер-класс в нескольких секциях по теме «Возможности моего « я». Она говорила о методах и приёмах креативного мышления, о внутренней для этого мотивации и психологической активности.
И, наконец, подведение итогов. Все снова собрались в актовом зале. Мнение единое: мастер-класс удался, поработали плодотворно. Каждый взял для себя с этого мероприятия что-то ценное. Но ведь идея не нова. Творческим подходом отличались и ранее многие педагоги Сосновской первой школы. Например, легендарный учитель химии Анна Ивановна Путилина. С благодарностью вспоминаю своего учителя литературы Анну Ивановну Стальмакову, которая ставила пятёрки за сочинения на свободную тему, поощряя оригинальность и нестандартный подход.
Автор:Вера Попова