Лента новостей
Статья6 апреля 2017, 09:38

Автобус на маршруте

Автобусы в наши сёла и деревни, жители которых за последнюю пару советских десятилетий успели привыкнуть к транспортному сервису, заезжают сейчас действительно не часто. Почему? Какие процессы «бурлят» внутри нашего главного и официально единственного пассажироперевозчика - МУП «Сампурское АТП? Об этом «Трудовая слава» поговорила с директором предприятия Сергеем КУРОХТИНЫМ.

База времён коллективизации

Мы не берёмся утверждать - правда это или местная легенда, но знатоки истории района убеждены, что здание гаража Сампурского АТП строилось в начале 50-х годов минувшего века из кирпича разрушенной в селе Перикса церкви помещиков Чичериных. И за такое богохульство, как уверяют некоторые, оно и страдает.

Вышние или земные силы вмешиваются в судьбу АТП, только гараж действительно выглядит, мягко говоря, не солидно и смотрится, пожалуй, даже старше своего почтенного возраста. Хотя, если копнуть глубже, годом его «рождения» можно считать даже не начало пятидесятых, а 1932-й, в котором, согласно документам, был построен - возможно, для нужд МТС - так называемый профилакторий. Тогда же, в эпоху коллективизации, появилась на свет и контора Сампурского АТП.

За многие десятилетия своего существования предприятие пережило пожар, уничтоживший часть гаража, который восстановили и даже в начале 70-х расширили боксами для появившихся на сампурских дорогах автобусов Львовского автозавода.

На этом, впрочем, гаражный позитив и закончился. Слепленное (другое слово, глядя на него, не приходит в голову) кое-как и кое из чего здание начало постепенно разваливаться и сейчас - особенно с не парадных сторон - очень смахивает на фрагменты Брестской крепости, вызывая одновременно жалость и опасения в плане безопасного в нём нахождения людей и техники.

Автобусы есть – людей не хватает

Впрочем, состояние производственной базы если и является одним из «термометров» находящегося в муниципальной собственности предприятия, то лишь отчасти. Более чёткую картину о здоровье или нездоровье АТП можно составить, взглянув на парк техники и полистав его бухгалтерскую отчётность.

Сейчас предприятие выпускает на маршруты 5 автобусов марки ПАЗ 2007-2014 годов выпуска и 6 пассажирских ГАЗелей. Ещё два ПАЗа числятся на балансе, но находятся в состоянии, позволяющем использовать их только как источник запасных частей.

22 марта благодаря программе «Школьный автобус» парк предприятия пополнился ещё одним новым ПАЗом, оборудованным всем необходимым для перевозки детей. Есть в «загашнике» АТП и ещё одна ГАЗель, которую планируют поставить на колёса - отремонтировать.

Словом, говорить о том, что районный пассажироперевозчик испытывает проблемы с техникой, пожалуй, нельзя. А вот с водителями автобусов всё совсем не так просто и радужно.

В настоящее время, по словам директора Сергея Курохтина, там «крутят баранку» 15 человек, из которых многие находятся в пенсионном и предпенсионном возрасте, а значит, в любой момент могут покинуть кабины своих сухопутных лайнеров.

Ситуацию усугубляет наметившаяся текучка кадров, спровоцированная неконкурентным уровнем зарплаты. По итогам 2016 года в среднемесячном варианте она составила по предприятию 11858, а годом ранее и того меньше - 10886 рублей.

Перевозить рады, да некого

Такое положение вещей связано с экономикой АТП, в которой, несмотря на поддержку власти, в 2016-м образовалась дыра «диаметром» почти в 2 миллиона рублей.
Заработав за год 7,34 миллиона, автотранспортное предприятие потратило на бензин, запчасти, зарплату, коммунальные платежи и прочее 10,5 миллиона рублей. Полученные в виде дотаций из областного и районного бюджетов 1,47 миллиона рублей лишь подсластили горькую пилюлю вопиющей убыточности сампурского транспортного МУПа.

Почему же, как говорят в народе, дышит на ладан организация, без которой сегодня трудно представить нормальную жизнь сельчан?

Мы попытались разобраться в ситуации и вот к каким выводам пришли…
Как ни странно это звучит, но свой маленький камень в АТП бросаем и мы с вами - простые сампурцы, пересевшие в последнее время на личные автомобили или в салоны такси. По крайней мере, именно об этом свидетельствует статистика числа перевезённых предприятием пассажиров, которая с 251 тысячи человек в 2010-м съёжилась до 168,7 тысячи в 2016 году.

Тем не менее, выполняя важную социальную задачу, АТП продолжает сохранять заведомо убыточные маршруты (всего в минувшем году было выполнено 11003 рейса), и картина движущегося с несколькими пассажирами, а то и пустого ПАЗа давно никого уже не удивляет.

Довершают её недобросовестная конкуренция частников-нелегалов, чья бурная деятельность нередко делает нерентабельным даже самый доходный тамбовский маршрут, и низкий по такой экономике тариф платы за проезд.

Для сравнения приведём такой пример: в областном центре с его огромным по нашим меркам пассажиропотоком за проезд платят 15, а у нас из Сатинки до Сампура доезжают за 17 рублей.

Безусловно, доходы горожан и сельчан разнятся, но от этого АТП не легче, потому как факт этот не способен умерить аппетит ПАЗовских двигателей, на каждой сотне километров сжигающих более 30 литров отнюдь не дешёвого бензина.

Резиновые «ботинки» для них также влетают совсем не в копеечку. Чтобы «переобуть» автобус ПАЗ - а делать это положено через каждые 70 тысяч километров пробега - по самым скромным подсчётам нужно выложить 37,2 тысячи рублей. Новая резина для ГАЗели обходится дешевле - в 19,2 тысячи рублей.

Впрочем, новый, молодой и энергичный руководитель предприятия старается смотреть в будущее с оптимизмом - даже планирует посильный ремонт гаража, однако заглядывать далеко вперёд не решается.

Поэтому наш вопрос «Будут ли через год-два-три сёла района соединены с миром автобусным сообщением?» остался открытым.



Автор:Владимир Поветкин