Сегодня

Четверг, 18 октября 2018
vkontakte twitter facebook ok

Неизгладимое впечатление

Номер газеты: 
12
Дата публикации: 
22.03.2017
Елена Чистякова и Виктор Остриков на встрече с инжавинцами.
     Творческая встреча с читателями состоялась в Межпоселенческой центральной библиотеке и оставила поистине неизгладимое впечатление. Наша сельская глубинка не избалована вниманием писателей, поэтов, тем более баснописцев - их вообще сегодня мало. А также вниманием художников, тем паче скульпторов. Для нас это событие. Такие встречи вносят свежую струю в культурную жизнь края. Всегда черпаешь для себя что-то новое. Происходит своего рода энергетическая подпитка, побуждающая к более активному постижению всего, что происходит сегодня в нашей культуре.

     НАДО отдать должное Елене Чистяковой (Шматко) - она регулярно выезжает на такие встречи в разные районы области. Вот и у нас побывала уже во второй раз. Ещё свежи впечатления от первой встречи, в ходе которой мы прониклись большим интересом к творчеству этого писателя. Теперь были рады узнать о том, что нового ею написано, издано. Она не только талантливый прозаик и баснописец. В своей краеведческой деятельности не устаёт изучать народные говоры, характерные для минувшей эпохи. И потому её можно назвать исследователем и хранителем особенностей языка нашей местности, во многом уже забытого. Не устаёт повторять: если не будем жить с оглядкой на прошлое, аутентичное, то бишь подлинное знание жизни нашего русского народа, которое отовсюду сейчас стараются придавить, заглушить, мы потеряем себя и поэтому должны помнить.
     Как заметила, открывая эту встречу и представляя гостей, директор Межпоселенческой библиотеки Людмила Трубицина, изюминка творчества Елены Чистяковой в этой её, очень кропотливой, краеведческой, поисковой работе. Изучая самобытный тамбовский говор, она постоянно пополняет словарный запас новыми словечками, что является украшением её произведений. Мы были очарованы этим языком, знакомясь с написанными ею «Сказами деда Савватея». И на этот раз с удовольствием слушали прочитанный ею из этого цикла сказ «Сор из избы» и другие.
     Гости по прибытии на творческую встречу разместили в читальном зале библиотеки фотоснимки скульптурных работ Сергея Острикова, колоритных иллюстраций художника Виктора Антонова к русским народным сказкам, а также к книгам Елены Чистяковой. В подарок библиотеке она оставила книгу его прекрасных иллюстраций, отметив - не каждому удаётся сохранить и выразить свои детские впечатления так, как ему. Он видит готовящуюся к изданию книгу глазами ещё не умеющего читать человека и достигает меры узнаваемости, которая доступна определённому детскому возрасту.
     Чистякова также привезла и вышедшие из печати свои новые книги, рассказ о которых в этот день предстоял.
     Перу Елены Викторовны принадлежат стихотворения, поэмы, повести, рассказы. Она активно сотрудничает с редакциями районных газет, публикуется в журнале «Литературный Тамбов». Несколько номеров этого журнала, как и в прошлую встречу, были подарены районной библиотеке. В одном из них напечатаны басни и рассказы её и скульптора Виктора Острикова. В ходе этой встречи он предстал перед нами и как прекрасный прозаик, но об этом речь впереди.

     ЖАНР басни, как уже упоминалось, в современной литературе явление редкое. А вот Елена Чистякова готовит к выпуску уже пятый сборник под общим названием «Современные басни». Она рассказала об истории и родоначальниках жанра, прочитала басни собственного сочинения. Они были восприняты весьма эмоционально. Ведь в них со свойственным сатирическому жанру юмором описаны жизненные ситуации, затрагивающие современные нравы и пороки людей, такие, как лесть и лицемерие, подлость, чванство и зависть. Много написано и о любви, преданности, дружбе. Четвёртая книга «Современные басни» Еленой Чистяковой написана по притчам Леонардо да Винчи, итальянского живописца, учёного, конструктора, человека незаурядных способностях.
     - Удивительно, но за пятьсот лет, прошедших со времени жизни Леонардо, темы притч не потеряли своей актуальности и современности,- заметила она и прочитала некоторые басни, в основе которых эти притчи.
     Обратила наше внимание на то, чем, по её мнению, различаются рассказы и житейские истории.
     - Житейские истории - это неординарные ситуации, в которые попадают люди. А я как будто там живу, участвую и со стороны молча смотрю на то, что происходит. Вам они понравятся: «Банька», «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок», «Щука» и другие, - рассказывала она.
     По одному из её произведений в Москве будет сниматься фильм. Сценарий уже представлен и одобрен. Сказы она пишет уже более крупного размера. Как заметила, один умудрилась написать на 50 листов. Но чтобы не утомлять нас, на этой встрече читала короткие. Но разве можно утомить читателя, слушающего главу «Игнашка дурачок» из саги о деревеньке «Выселки»?
     - Там всего 8 дворов. Каждая семья - это своя история. Прообразом стал дурачок, который такого набуробит, только держись. Любое дело загубит, ничего дураку поручить нельзя. С большим желанием к исполнению всякой просьбы относится. Тут главное проследить, чтобы не наделал лишку, - читала Елена Чистякова. В этом повествовании поведала об одном из таких случаев, размышляя, как воспринимают сказ люди: то ли как занимательный фольклорный рассказ, то ли постигают заложенный в него большой смысл.
     Познакомила со сказом «Позорище», который ещё не напечатан. Он о том, как проступок одного накладывает отпечаток на всех членов семьи.
     - Один мужик в старину всю жизнь старался до купцов дотянуться, хотел выдать замуж за купца дочку, надеясь породнившись, воспрять. Это мечта его была. А дочь, тайно согрешив, родила ребёночка от женатого мужчины. И все мечты её отца рухнули. Для семьи это было настоящее позорище. В старину из такого дома девчат замуж не брали, ворота мазали дёгтем,- рассказывала сказительница.
     Елену Чистякову недаром называют моралисткой. Она непременно замечает: пусть это не басня, но в каждом сказе своя мораль.
     К слову, её книги в Тамбове самые продаваемые. По окончании этой встречи её участники приобретали их с автографами автора. Среди них «Юдоль», «Матушка Мария», «Сенокос», «Современные басни» и «Сказы деда Савватея».

     О ТОМ, как создавались некоторые скульптуры, рассказал Виктор Сергеевич Остриков. Он и скульптор, и писатель, член Союза художников России, лауреат Госпремии России по Центральному федеральному округу, обладатель серебряной медали «Духовность, традиции, мастерство» за долголетнее творчество и традиции в Союзе художников. Широко известен как создатель скульптуры, ставшей «визитной карточкой» Тамбовщины - «Тамбовский мужик». За её создание удостоен медали. Есть у него ещё и медаль «За воинскую доблесть». Уникальность её в том, что, служа на Северном флоте, только он один получил её как старший матрос. Все остальные, удостоенные такой награды, воинские офицеры.
     - Моя профессия дала мне возможность узнать историю Тамбовщины, - рассказывал он, отметив, что с нашим краем связаны судьбы почти 70 процентов знаменитых людей России.
     Он живёт здесь с 80-х годов. Недавно в Тамбове была открыта его скульптура лётчику-инструктору, за которую получил очередную весомую награду. Рассказал, как родилась идея её создания: земля тамбовская взрастила более 40 Героев Советского Союза, более 400 учёных, связанных с авиацией, космонавта Волкова.
     Скульптурная фигура лётчика выполнена в реальных пропорциях, и даже весит она как средний мужчина - около 80 килограммов. И всё дело в использованном лёгком, но прочном материале - стеклопластике. 
     Мы поинтересовались, кто же стал её прообразом? Скульптор пояснил, что заказчики просили не создавать скульптуру на основе портрета какого-то конкретного человека.
     Виктор Остриков создал также более 30 портретов. Он вылепил из глины портрет тамбовского писателя Акулинина, который много лет возглавлял областную писательскую организацию. Даже по фотоснимку этого портрета, представленного автором на этой встрече, можно понять уникальность этой работы. На другом снимке запечатлена скульптура «Золотая картошка». Это композиция русской женщины - трудяги.
     - Она выполнена в бронзе, такая крепенькая, сразу видно - мордовочка наша, - рассказывал он. - Возле неё стоит открытый мешочек с картошечками.
     Эти скульптурные картошечки золотом покрыты, как и две серёжки этой женщины.
     Следующая скульптура, с которой он нас познакомил, представив на фото, девочка на роликах. Она создавалась по заказу для открывающегося в Тамбове спортивного комплекса.
     Большое впечатление произвела созданная им уникальная скульптурная композиция об истории древней Сибири – «Колокол Азии». На её создание у скульптора ушло несколько лет. По его замыслу, это глас наших предков, призывающий помнить о своих истоках. Ему хотелось, чтобы это был звучащий памятник эпохи, напоминал - земля наша собрана нашими предками, не дай Бог раздать. При этом напомнил слова советского историка-этнолога, востоковеда Льва Гумилёва: если Россия выживет, то выживет Азией.
     - Это он сказал в 60-х годах прошлого века, а мы сейчас понимаем: да, выживаем Азией, - заметил Остриков. Рассказал, что, готовясь к созданию композиции «Колокола Азии», изучал рисунки древних скифских алтайских поселений. В её орнаменте отражены все религии эпохи расцвета.

     ОЧЕНЬ интересен был его рассказ о создании статуи Богини Пича-ва- трёхметровой скульптуры женщины-сосны, которая стала визитной карточкой пичаевской земли. Мы увидели её также на фото. Скульптура представляет собой стройную молодую женщину в шёлковом платье, с украшениями на груди и руках, в мордовском головном уборе с камнями и бутылочкой духов на шнурке, прикреплённой к поясу. Подножие скульптуры напоминает корни сосны, будто женщина и сосна - единое целое.
     В основу скульптуры легло древнее предание о трагической любви мордовского хана и его жены, которая умерла при родах. Хан, любивший её больше жизни, приказал выточить из ствола сосны женскую статую и поставить её над могилой любимой. Так появилась Пича-ва - «женщина-сосна» как символ верности, хранительница женского счастья, женской любви. Отсюда и пошло сначала название реки, а потом и самого села - Пичаево.
     Виктор Остриков рассказал, что, приступая к работе, первым делом изучил типаж женщины-мордовки.
     - Создавая декоративный образ женщины-сосны, надо было передать весь колорит женщины-мордовки, какие были у неё украшения, и при этом не перенасытить ими - вот это интересно, - рассказывал он. - Скуластость, большой лоб, красивые, бантиком губы, подбородочек как у Натальи Гончаровой - только у неё более пластичные, более красивые.
     Скульптура выполнена из мрамора, использована каменная мука и другие материалы.
     Елена Викторовна, биография которой тесно связана с Пичаевом, по мотивам мордовского эпоса написала и издала поэму «Дуболго Пичай» (сосновая женщина), с которой нас также познакомила.
     Виктор Сергеевич увлечён историей, краеведением и уже много лет пишет рассказы. На встрече известный скульптор поделился с читателями своими новыми художественными произведениями и новыми замыслами.
     В прошлом году вышла его первая книжка «Бук и Лиана». Он - очень интересный человек и заядлый охотник. Это чувствуется по его рассказам «Охота на волков», «Ночное бдение», опубликованным в журнале «Литературный Тамбов». Среди задумок - повесть о войне, в основе которой будет лежать пережитое его матерью в Новороссийске. Краткий его рассказ об этом оставил очень большое впечатление.

     В ХОДЕ творческой встречи инжавинцы задали гостям несколько вопросов. Один из них - о художественных особенностях скульптурных памятников. Поинтересовались мнением Виктора Острикова по поводу установленного в областном центре памятника тамбовской казначейше, который вызвал отрицательную реакцию у многих, кто его видел. Заметили: эта скульптура олицетворяет собой натуру, не соответствующую образу, упомянутому Лермонтовым в поэме «Тамбовская казначейша», да и вообще той эпохе и тому положению, которое занимала в обществе упомянутая казначейша. Почему такое стало возможным? Учитывается ли при воплощении таких скульптур в городе мнение авторитетных художников?
     Главная проблема, по мнению скульптора, заключается в том, что в Тамбове нет налаженного диалога между властью и горожанами по этому вопросу. Дизайны, макеты, идеи памятников не обсуждаются с тамбовчанами. Отсутствует также критика и протест представителей общественности.
     - Складывается впечатление, что руководители, принимающее решение об установке памятников, живут отдельно от всех, мнение горожан, экспертов им неинтересно. И как результат - такой памятник, - сказал он. На его взгляд, не соответствует своему предназначению и памятник Петру и Февронии. Это скорее насмешка над семьёй и верностью. По его мнению, не несёт нужной смысловой окраски памятник Фёдору Ушакову.
     К слову, у скульптора Виктора Острикова есть несколько идей памятников, которые прекрасно бы вписались в городскую архитектуру. Хочется верить, что со временем они будут воплощены. Как, например, воплощена его скульптура «Тамбовский студент», установленная возле корпуса ТГУ имени Г.Р. Державина на улице Советской, и монументальная композиция «Профтехобразование Тамбовщины» на улице Рылеева.
     Остаётся порадоваться за тех, кто принял участие в этой творческой встрече, почерпнул для себя много нового, происходящего в литературном мире Тамбовщины и культурной его жизни. Все мы от души поблагодарили гостей за интересную беседу. До новых встреч!
 

Фото Фаины БИДЫЛО.

Автор: 
Любовь ПЬЯНОВА
Рубрика: 

Оставляя комментарий, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности на сайте.

Наверх