Лента новостей
Статья15 марта 2017, 10:26

Четыре столбика с накидом

- Что я могу связать? Наверное, всё.

Такой ответ на вопрос корреспондента местной газеты даёт жительница Уварова Оксана Лысова. Это неудивительно, ведь она вот уже тридцать лет не выпускает из рук спицы или крючок. Её увлечение вязанием возникло в раннем детстве, можно сказать, перешло по наследству…

Первые уроки
- Дошколёнком я не ходила в детский сад, коротала дни у бабушки Марии Васильевны. Вязать она была мастерица: изготавливала из шерсти носки, варежки, шали, свитера. Всё это - тёплое, добротное, практичное. А мне, помню, в пятилетнем возрасте захотелось особенный свитер: яркий, очень-очень красивый. Решила сама его связать, и бабушка стала давать мне уроки вязания.
Начинать с простейших шарфиков девочка не захотела, это показалось ей слишком лёгким. Поэтому, освоив набор петель, сразу взялась за носки. Сейчас подобную работу Оксана выполнит за два часа, а тогда "мучилась" две недели. Тяжело давалась пятка, трудно было угадать с размером: носок выходил то слишком маленьким, то "на вырост". Но упорства девочке было не занимать, новое дело увлекло необыкновенно, и уроки продолжались. Со временем Оксана научилась правильно подбирать нитки к спицам и наоборот: чтобы петельки ложились ровно, не вытягивались:
- Тут и от модели одежды многое зависит. Хочешь, чтобы вещь плотно облегала фигуру - бери спицы потоньше. А толстыми спицами удобно вязать что-то зимнее, более просторное, из толстой пряжи.

Петли и раппорты
Став первоклассницей, девочка сразу же записалась в кружок вязания при Доме пионеров. Посещала его долгих семь лет. Сначала, как и все, вязала образцы, вклеивая их в специальную тетрадочку. Набивала руку на лицевых, изнаночных, накидах… Записывала схемки и училась их читать. На этих рисунках-чертежах обозначался первый, начальный ряд петель, раппорт - базовый элемент орнамента, повторяющееся количество петель для создания того или иного рисунка. Разобралась в пряже, свойствах нитей. Бабушка всегда вязала из шерсти, но со временем чистая шерсть ушла в прошлое. Во-первых, она колется, во-вторых - дорого стоит, в-третьих - с каждым годом её стало всё труднее приобрести в уваровских магазинах. На смену пришли полушерсть, хлопчатобумажные нити, акрил, который очень удобен для изготовления детских вещей…
Особое внимание на материал девочка стала обращать после одного случая:
- Понравился мне мохер, связала я из него себе свитер и… постирала при 60 градусах. Так он не просто сел, а ещё и весь скатался. Плакала я долго: ведь даже разочка надеть обновку не успела! С тех пор начала изучать свойства пряжи, особенности ухода за ней.
Помня свои первые носки, Оксана старательно училась определять размер будущей одежды. Вязала образец: квадратик 10 на 10 сантиметров. Отпаривала его, стирала, считала, сколько в этих сантиметрах петель. Потом измеряла свои "обхваты", прибавляла два-три сантиметра "на облегание"… С годами, благодаря накопленному опыту, стала определять нужное количество петель уже на глазок, без всяких образцов и формул.

И пальто, и купальник
Освоила вышивку по вязанию:
- Бывает, что орнамент вывязывается - это всем знакомо. А есть вышивка по лицевой глади - очень красиво. Когда-то я о ней мало знала. Книг или специализированных журналов по вязанию раньше практически не было, интересных схем не достать, разве что у бабушек-тётушек. А потом в продаже появились заграничные издания по вязанию, в одном из которых я и увидела тот свитер, который мне запомнился на всю жизнь - именно с вышивкой. Сам свитер я связала за четыре дня, над вышивкой трудилась гораздо дольше. И так он мне понравился, что я следом точно такой же, только другого цвета связала.
К окончанию школы девочка могла полностью "обвязывать" себя. Могла и пальто смастерить, и купальник. Это было интересно и радостно: всегда есть возможность иметь в гардеробе что-то уникальное, неповторимое. К тому же - выгодно: магазинные вещи пугали ценами, а сделанные своими руками отличались низкой стоимостью, равной стоимости пряжи. Бывало, Оксана вязала одновременно пять вещей. Иногда останавливалась на полпути, распускала, начинала сначала - когда стремишься к постоянному самосовершенствованию, это дело обычное.

В мире тончайшего кружева
Первое время в кружке Дома пионеров обучали лишь управляться со спицами. Позже начали преподавать вязание крючком. Оксана с готовностью и радостью окунулась в мир тончайшего кружева. Исполняла цветочные мотивы, связывая их между собой, - получалось цветочное кружево. Изготавливала отдельные фрагменты, сшивала их, обвязывала по изнаночной стороне сеткой - вот и готово кружево ирландское. Вязала ленту из четырёх столбиков с накидом из пяти воздушных петель - готова основа для брюссельского кружева…
Сначала из-под рук девочки выходили оригинальные небольшие салфеточки, сегодня уваровской мастерице по силам изготовить уникальное кружевное платье, которое может удовлетворить самую избалованную модницу.

Плюс бисер
Остались за плечами школьные годы, студенчество. Оксана стала замужней женщиной, хозяйкой дома, дважды матерью, сменила несколько мест работы. Перемен в жизни было достаточно, одно осталось неизменным - её увлечение. Кроме всего прочего, она начала вышивать гладью, заниматься бисероплетением. Бисер её увлёк, но не так, как увлекает он изготовителей разнообразных украшений и сувениров. Нет, любую "фенечку" Оксана сплести может, но другое дело - вязание с бисером. Это когда мелкие разноцветные бусинки в начале набора нанизываются на нитку и потом становятся замечательным украшением авторской кофточки или шали. Очень красивыми получаются бисерные чехлы для сотовых телефонов…

Игрушки не в почёте
Сегодня Оксана Александровна Лысова называет себя счастливым человеком. Не у каждого есть возможность совмещать свою должность и любимое дело, а ей повезло. Второй год уваровская рукодельница работает педагогом дополнительного образования в образовательно-оздоровительном центре "Кристалл", преподаёт современное вязание спицами и крючком. Может, кому-то и покажется невероятным, что нынешние дети предпочитают вязание Интернету, но у Оксаны немало учениц (мальчиков нет). Две "приходящие" группы, ещё и занятия с детьми на продлёнке. Ребятишки приходят разные. Кому-то приходится объяснять самые азы, а кто-то благодаря мамам и бабушкам уже освоил основы мастерства. И вот что удивительно: редко кто из подопечных Оксаны желает вязать игрушки. Для того, чтобы показать себя на конкурсах, - это пожалуйста. А в других случаях девочки предпочитают заниматься более серьёзными вещами. Им, как и когда-то их педагогу, очень хочется обновить свой гардероб или преподнести что-то из одежды в подарок своим маленьким братишкам-сестрёнкам-племянникам. Что ж, женскую практичность и любовь ко всему красивому и неповторимому понять можно…

Автор:Олеся Харламова