Лента новостей
Статья21 февраля 2017, 16:07

Вдали от Родины

С первых дней на афганской войне

С детства Николая Мелякова тянуло к технике, прежде всего к большим машинам. Интересно ему было узнать, как та устроена, как работает. Но мечтал он стать летчиком, небо притягивало своей необъятной ширью.
Однако детской мечте не суждено было сбыться, жизнь немного повернула по-другому. После десятилетки молодой человек поступил в Тамбовское военное авиационное училище имени Дзержинского, стал техником радиоэлектронного оборудования летательных аппаратов дальней авиации, истребителей, вертолётов. "В любом случае получалось, что от мечты не столь далеко", - улыбается мой собеседник.
После окончания училища молодой лейтенант Николай Меляков попадает в армейскую авиацию, в отдельную вертолетную эскадрилью, где и прослужил до самой пенсии.
- В декабре 1979 года Советский Союз по просьбе правительства Афганистана ввел в эту горную страну ограниченный контингент войск, - рассказывает мой собеседник. - Помню, нас, служащих в Прикарпатском военном округе, собрали, и уже почти перед самым Новым годом мы были на туркменском аэродроме Кокайты: нас тоже должны были перебросить в Афганистан с целью, как нас заверили, оказания помощи местному населению.
Однако в первый раз отправку в чужую страну отменили, по неизвестной причине поступила команда вернуться на базу. В Афганистан Николай Меляков попал чуть позже, в том же 1979 году.

Банду уничтожили
В Афганистане нашему земляку поручили быть авиационным наводчиком. Вместе с разведгруппой, состоящей из 12-15 человек, он отыскивал среди гор и ущелий скопление бандформирований для того, чтобы передать координаты их месторасположения вертолетчикам, которые, в свою очередь, уничтожали их. За два года своей войны Николай Меляков семь раз отправлялся в такие смертельные вылазки. Надо сказать, что за авиационными наводчиками враги особенно охотились.

- Главной нашей задачей было, чтобы тебя враг не видел, а ты его успешно находил бы, - делится Николай Меляков. - Мы уходили далеко в горы, где нас не ждали, отыскивали-таки прибежища "духов".

И далее мой собеседник продолжает:

- Однажды нашу разведгруппу заметил мальчик, шедший со стариком. Мы должны были либо сразу же вернуться на базу, либо убить их, чтобы не провалить операцию. Но выстрелить в ребенка или старика рука не поднялась. Мы решили двигаться дальше, надеясь, что всё обойдется. Однако ровно через два часа после этой встречи за нами началась охота. По ходу дела наткнулись на очень большую банду душманов. Ну, думаем, ловушка! Удалось всё же обхитрить врагов, ушли от преследования.
Но тут другая напасть навалилась - поднялся коварный ветер афганец. Как и "духи", он всегда налетает внезапно, завывает, несёт с собой мелкую пыль, которая забивает ноздри и глаза. Да еще шурует на такой высоте, что нашим вертолетам нет хода. А нам, тем не менее, нужно сообщить координаты бандгруппировки. На подмогу нам подоспели наши мотострелки, а когда на третий день песчаная буря стала затихать, прилетели вертолеты, которых мы все так ждали… Банда была уничтожена.
А по возвращении на аэродром командир дивизии всем бойцам выразил благодарность.

Жёсткая посадка

Много чего довелось испытать, пережить Николаю Владимировичу на афганской войне. Не единожды смотрел он, что называется, смерти в глаза. Как-то при перелете из Кабула в Кундуз вертолет их экипажа подбили враги с земли. Пуля попала прямо в один из двигателей, который тут же заглох. Второй мотор не выдержал нагрузки, вертолет понесло вниз, к земле. Благодаря мастерству летчика первого класса, командира экипажа Александра Дубкова винтокрылая машина была посажена. Посадка была жесткой, вертолет сильно ударило о землю, все члены экипажа потеряли сознание, получили контузию, в том числе и наш земляк.

Вертолет оказался не пригоден к дальнейшей эксплуатации. А тут и душманы поблизости объявились. Слава Богу, наши воины стали приходить в себя. И как вовремя подоспел к ним экипаж другого вертолета, командиром которого был лётчик-снайпер, капитан Петр Дуриманов. Изо всех сил отбивали ребята "духов" от потерпевшего крушение вертолета, несмотря даже на то, что в баках собственной винтокрылой машины заканчивался керосин, самим нужно было спасаться. На помощь нашим воинам, державшимся из последних сил, подоспели два экипажа на вертолетах из джамбульского полка. Они подобрали ребят, а подбитый вертолет взорвали, чтобы тот не достался врагам.

Не думая о себе
Николай Владимирович в беседе отметил, что на афганской войне ему вообще много встречалось людей, которые не бросали своих в беде, торопились на помощь, взаимовыручка, товарищество всегда находились на первом месте.
Мой собеседник вспоминает сослуживца Александра Арестова, который однажды, не думая о себе, бросился спасать афганского мальчишку. Вроде обычное дело: когда вертолет идет на посадку в любом уголке Афганистана, к нему бегут местные ребятишки с пустыми бутылками; голодные, бесприютные, они надеются хоть чем-нибудь поживиться. Наши солдаты частенько, сжаливаясь над ними, делились с ними керосином или отдавали свои сухпайки, чтобы хоть чем-то поддержать тех. При очередной такой посадке афганский мальчишка чуть было не попал под хвостовой винт, из-под которого его чудом вытащил Александр Арестов. Он потом сам долго приходил в себя, вытирал холодный пот со лба.

- Чтобы рассказать всё то, что пережил в ту жестокую пору, не хватит, наверное, и всего номера газеты, - с улыбкой говорит мой собеседник. - Главное, что пришли с афганской войны и я, и многие мои сверстники живыми и здоровыми. Хотя столько там наших ребят полегло, к отчему порогу доставляли их в цинковых запаянных гробах. Знаете, кому было трудней всего в то далекое время? Нашим матерям и женам. Вот сидит жена с двумя детьми и не знает, чего ей ожидать: то ли живого мужа, то ли груза "200"…

В такой тревожной неизвестности частенько пребывала и супруга моего собеседника Нина Викторовна, которая воспитывала на момент отсутствия Николая Владимировича двоих сыновей. Горячо молилась, чтобы муж вернулся с проклятой войны в чужой стране живым. И он вернулся, награжденный медалью "Воину-интернационалисту. От благодарного афганского народа".

А сыновья выросли, теперь тоже, как и отец в свое время, стоят на защите интересов родного Отечества. Старший Владимир служит в МЧС в Тамбове, а младший Леонид - под Ростовом в Воздушно-космических силах. Наш земляк Николай Меляков гордится своими сыновьями. Он верит в то, что и внук, которому пока всего пять лет, не подведет своего деда, вырастет таким же мужественным, готовым прийти на помощь любому, кто будет в ней нуждаться.
Автор:Анастасия Жидкова