Лента новостей
Статья15 февраля 2017, 09:26

Личность современного учёного: несгибаемый пассионарий

Именно так называется фундаментальная статья доктора филологических наук профессора кафедры новейшей русской литературы и современного литературного процесса Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Е.Б. Скороспеловой и заведующего этой кафедрой доктора филологических наук профессора М.М. Голубкова, которая публикуется в текущем году во втором номере главного российского филологического издания, международного научного журнала «Филологические науки».

В ней представлен творческий портрет авторитетного учёного не только с российской, но и международной известностью, заслуженного деятеля науки РФ, доктора филологических наук, подготовившего двенадцать докторов и более 40 кандидатов филологических наук из разных регионов России, создателя ведущей научной школы Тамбовской области и Международного научного центра изучения творческого наследия Е.И. Замятина, автора четырнадцати книг научных исследований, более 550 статей, соавтора современных учебников по литературе для вузов, изданных в центральных издательствах, профессора Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина Ларисы Васильевны Поляковой. С ТГУ Полякову, сделавшую ТГУ международным плацдармом поисков и открытий в современном литературоведении с сильным полем притяжения представителей разных стран и разных поколений, связывают около 44-х лет активной, напряжённой, яркой и высоко результативной научно-исследовательской и учебно-образовательной деятельности. Статья московских профессоров приурочена к большой дате этого крупного учёного, которую она и её ученики отмечают в эти дни.

Коллеги Л. Поляковой из Московского университета обращают внимание на широту диапазона научных интересов Л. Поляковой (Г. Державин, Н. Карамзин, М. Лермонтов, А. Герцен, В. Белинский, С. Терпигорев, А. Чехов, М. Горький, С. Сергеев-Ценский, А. Платонов, С. Есенин, В. Казин, А. Твардовский, М. Шолохов, Ф. Крюков, А. Солженицын, поэзия Белой гвардии, А. Фадеев, другая классика русской литературы), на то, что «всякая научная школа-долгожитель базируется на мощном теоретическом фундаменте, и прежде всего, на теоретических трудах своего лидера. Именно фундаментальные изыскания Л. Поляковой оказали влияние на долговременное и продуктивное существование тамбовской научной школы, сформировали мощное течение замятиноведения, не только собственно тамбовского, но и российского, международного». «Знаменитые международные «Замятинские чтения в Тамбове», - пишут они, - притягательны для научной общественности и воспринимаются не только как эмблема Тамбовского университета, но и своеобразный символ города… «Чтения...» стали настоящей школой для филологической молодёжи России, которая получила возможность не только общаться с выдающимися учёными своего времени, но и учиться профессиональному мастерству». «Диапазон научных пристрастий Л. Поляковой широк… Яркие, подчас острые, провоцирующие на немедленный ответ выступления, - подчёркивают известные филологи МГУ, - добавляют существенные штрихи к творческому портрету учёного».

Четыре мгновения бытия

В своей Автобиографии, написанной в 1993 г., Л.В. Полякова писала: «… родилась 10 февраля 1942 года в семье сельского журналиста и крестьянки на тамбовской земле, в деревушке в сорок домов. Мой отец Поляков Василий Михайлович практически всю жизнь работал в редакции районной газеты, был её редактором и редактором Староюрьевского радиовещания.

Осмысливая прожитое и пережитое, прихожу к выводу, что в моей пятидесятилетней жизни особенно примечательными и ко многому обязывающими остаются четыре ярких, в памяти постоянно к себе возвращающих периода, четыре прекрасных мгновения бытия. Первое – сам факт моего рождения, а потом трудного, во что бы то ни стало выживания в годы страшной национальной беды, когда сам факт рождения становился знаменательным символом победы жизни над гибелью. Потому теперь оцениваю собственную жизнь и жизнь всех родившихся во время Великой Отечественной как меру любви, как бесценный дар природы, как добрый знак, оберегающий от конфронтации, как, наконец, нравственный ориентир в отношении к Отечеству.

Второе мгновение, блеск моей судьбы – учёба в 60-е годы на филологическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Лекции, школы и личности таких выдающихся филологов, как С.И. Радциг, Н.К. Гудзий, В.В. Виноградов, Н.И. Кравцов, С.М. Бонди, В.Н. Турбин, А.Н. Соколов, К.В. Горшкова, П.Г. Богатырев и другие замечательные ученые, оказали колоссальное влияние и на формирование нравственного облика молодых филологов моего поколения, и на воспитание здорового чувства профессионального долга.

Совершенно неповторимый, освещённый лучезарным светом этап, связанный с трудным и поздним рождением дочери Ларисы в 1978 году. С того момента усовершенствовались и усложнились мои критерии, мои измерения так называемых вечных ценностей. Главным из них оказалось материнство. Осенью 1989 года мне доверена кафедра литературы. Через год умер любимый человек – отец Поляков Василий Михайлович. Главной целью в работе стало желание максимально больше сделать для своей родной тамбовской земли. И это – начало нового периода, осознания себя в работе, в долге, в радости».

В этой Автобиографии кратко прочерчен путь становления Л.В. Поляковой как человека, учёного, путь формирования личности, невольно создающей вокруг себя совершенно особую ауру, «среду обитания» пассионария, подвижника, человека организованного и ответственного, энтузиаста, готового и способного к продуктивным преобразованиям.

Достойная дочь своей земли

Гражданское кредо Поляковой хорошо передано в отрывке из опубликованного сочинения ученицы 11 класса Староюрьевской средней школы (учитель Н.С. Черткова) Ольги Пустоваловой: «Уже в 1-ом классе, с первых школьных шагов, я слышала: в нашей школе училась девочка, которая проявляла недюжинные способности и к учёбе, и к общественной работе. Ходила в школу за четыре километра. Рассказывали, что в зимнее время она даже с волками встречалась, и они её не трогали. Потом, с годами, я и сама увидела эту женщину. Она постоянно приходила к нам в школу, вместе с учителями литературы организовывала интересные литературные встречи, а позже я узнала, что Учёным советом ТГУ им. Г.Р. Державина учреждена специальная стипендия имени филолога профессора Л.В. Поляковой для старшеклассников, побеждающих в конкурсах по русскому языку и литературе… Одна из статей самой Л.В. Поляковой, опубликованной на страницах “Тамбовской жизни“ в начале 1990-х годов, завершается словами: “Наша точка отсчёта – в наших душах. А им нужен отдых от ненависти. Пора созидать, созидать себя, своих детей, будущее Родины. Пусть слабый, беспомощный, одинокий не упадёт в отчаянии. Он не нужен бизнесу… Но он нужен Родине, он её сын. Россия, давшая миру Ломоносова и Рахманинова, Кутузова и Петра Первого, Менделеева и Скрябина, маршала Жукова и Гагарина, не может погибнуть. Она защитит нас от рабства. Если обессилена моя Родина сегодня, она обязательно найдёт опору в своей великой истории и снова, как и ранее, определит для себя и для всего человечества маршрут на грядущее”. Достойная дочь своей земли! Вот и для меня теперь личность профессора Л.В. Поляковой – стимул моего профессионального выбора. Буду филологом!». И стала филологом. Оля Пустовалова сейчас учится в магистратуре нашего факультета.

Настоящая, истинная, без примесей

Как правило, особенно красноречиво характеризуют человека те, с кем он много лет общается, работает в одном коллективе, занимается одним делом, а Лариса Васильевна заведовала кафедрой истории русской литературы ТГУ в течение двадцати двух лет. Приведу несколько откликов. Они интересны и создают вполне завершённый колоритный портрет героини моих заметок.

В декабре 1994 г. на Вторых Замятинских чтениях в Тамбове побывал известный французский и швейцарский славист профессор Л. Геллер, а в начале января 1995-го в парижской «Русской мысли» появились его объёмные заметки «Замятинские чтения в Тамбове», где он писал: «Не исключено, что рождается новая академическая традиция: Тамбов застолбил Замятина как “своего писателя“, благо родился тот в недалёкой Лебедяни. Достойна восхищения энергия профессора кафедры русской литературы Тамбовского пединститута Ларисы Поляковой, главного организатора встреч… Автора этих строк, запуганного постоянными воплями русских и западных “средств массовой информации“ о крушении культуры в России, тамбовские чтения несколько успокоили, показав, что провинциальные центры как будто обретают ту культуру, которая отличала их до революции…».

А вот оценка профессора из Ельца, Н.Н. Комлик, ученицы Л. Поляковой, по возрасту близкой к ней: «Лариса Васильевна – колоритнейшая личность, поражающая своим масштабом, обладающая массой талантов, самым главным из которых является талант подлинности. Она настоящая, истинная, без примесей! Это огромный мир, огромная планета с потрясающе мощным гравитационным полем. Все, кто приближаются к этой планете, непременно попадают в её орбиту и живут её ритмами, движутся в её траектории…»; профессор, ученица Л. Поляковой С.И. Красовская (Благовещенск): «В жизни у нас не так много людей, которые нас любят по-настоящему. Мне повезло, в моей жизни такой человек есть – Лариса Васильевна! …Это её любовь стучит в моём сердце и не даёт ему замёрзнуть, когда оно затёрто во льдах безразличия и равнодушия…»; профессор Л.Е. Хворова (Тамбов)»: «Тщательность, добросовестность, бескомпромиссность и прямота в редком сочетании с добротой, великодушием и всепрощением – вот таким для меня навсегда останется мой любимый Учитель, о котором всегда думаю с теплотой и нежностью…». И я присоединяюсь к этим характеристикам.


Фотографии предоставлены Ларисой Поляковой
Автор:Наталья Желтова