Лента новостей
Статья2 февраля 2017, 13:58

На всю оставшуюся жизнь нам хватит подвигов и славы

Эту добрую, приветливую и трудолюбивую бабушку знаю много лет. Но когда узнала, что в марте Анастасия Яковлевна Малородова отметит юбилей - 90 лет, была удивлена. Никак не ожидала, что в этом почтенном возрасте можно оставаться такой активной. Ещё более поразила и удивила история жизни Анастасии Яковлевны, на юность которой выпали суровые, страшные годы Великой Отечественной войны.

Мы сидим в уютной квартире, и моя собеседница вспоминает о своём детстве, юности. Родилась она в Россоши Воронежской области. Ей было всего два года, когда не стало родителей. Старшие сёстры взялись за воспитание младшего брата и сестры, разделив их. Так и получилось, что брат Насти воспитывался у одной сестры, а она - у другой. Сестра сама была подростком, на работу её не брали, поэтому те годы были очень тяжёлыми, но, несмотря на трудности, всё пережилось. Повзрослев, сестра вышла замуж за хорошего человека, жить стали в колхозе в трёх километрах от Россоши. Настя подросла и училась в школе. У сестры один за другим родились двое детей. Настя закончила только четыре класса, дальше ей учиться не пришлось. В 1939 году началась война с белофиннами, муж сестры ушёл на войну, был командиром лыжного подразделения. Одной с двумя детьми сестре приходилось очень трудно, и Настя бросила школу, чтобы заняться воспитанием племянников. Беда не обошла семью стороной - муж сестры погиб на той войне.

Настя, воды неси!
Немного повзрослев, Настя, как и сестра, стала трудиться в колхозе. В то время практически всё на полях выполнялось вручную. Вот и рожь звенья полеводов пропалывали вручную. Настя была небольшого роста, но крепенькая, и девочку поставили водоносом. На краю поля стояла бочка с водой и льдом. Настя таскала по два ведра воды к звеньям. Донесёт, женщины попьют, а девчушка бегом обратно к бочке набирать воду и - к другому звену. Позже Настя получила трудовую книжку. Работала в звене в поле: ухаживали за культурами, жали хлеб, вязали свясла, собирали хлеб в огромные скирды, затем обмолачивали его на току.

"Тьфу, рус"
Началась война, а в 1942 году в колхоз пришли немцы.
Анастасия Яковлевна вспоминает: "Страшно было, пережили мы бомбёжку и зажигательные бомбы. Немцы их сбрасывали ночью - тогда становилось светло, как днём. А потом начиналась бомбёжка: один за одним взрывы, беспрерывно. Прятались в погребах, рыли специальные землянки, туда всяких тряпок накидывали, подушки. Попрыгаем в них, сожмёмся и сидим. Однажды с подружкой спрятались в скирде, глупые были, думали, мы их видим, а они нас нет. Как начали бомбить, стало казаться, что всё летит прямо в тебя. Очень испугались, побежали обратно.
Немцы, когда пришли, нас из домов повыгоняли. Вырыли мы себе землянки, поделали буржуек. Кое-как топились. Немцы машины свои поставили в наших дворах. Вишни, яблони срубили и ими машины прикрыли. Вечерами выйдут на порог, ходят по улицам и на губных гармошках наигрывают. А мы в землянках сидим и только думаем: "Ах, паразиты, чтоб вас прихлопнуло". Выжили только за счёт овощей с огородов. До того, как фронт к нам придвинулся, всю скотину порезали, мясо засолили в бочках и попрятали: в погребах в землю зарыли, капустными бочками прикрыли. Только когда немцев прогнали, стали доставать эту солонину.
У нас были и итальянцы, союзники фашистские. Мы, девчонки, очень их боялись. Прежде чем выйти, намажемся копотью, чтоб не приставали, а они посмотрят и плюнут: "Тьфу, рус". Нам того и надо. При немцах мы не работали, больше в землянках сидели. Жили, как пришлось.
В оккупацию были свои "продажные шкуры", которые перешли на вражескую сторону и стали полицаями и старостой. Они выдали фашистам тех, кто был руководителем колхоза, состоял в партии. Этих людей арестовали. Потом мы узнали, что по утрам машина-душегубка ехала на край поля, где была вырыта огромная яма. Туда скидывали тела убитых, присыпая землёй. После того, как фашистов прогнали, из ямы достали останки 87 человек - большинство мужчин, но были среди них женщины и семь детей. Одна женщина так и лежала, прижав к себе двух маленьких детей. Очень страшно, и врагу не пожелаешь этого пережить.
Даже в это страшное время, когда территория была оккупирована, находились люди, которые старались спасти других. Так, девушка, которая работала секретарём, спрятала список, подготовленный полицаями. Этим она спасла многих. После возвращения наших войск список стал доказательством вины предателей. Почти год фашист был на нашей земле. Потом объявили, что Россошь отбили. Выбежали мы во двор, видим - фашисты уже тянут из села свои орудия. Они идут, а мы вышли и смотрим. Потом сообразили, что могли они в нас и выстрелить. Только словно заворожило нас их отступление. Когда дошли они до небольшого леска, начался обстрел. Наши начали бить по ним из "катюши". Потом гул откатывался всё дальше и дальше.
Мы радовались: "Господи, ушли". Видим, танки едут. Думали сначала, что немцы, побежали прятаться. Тут наши флаг выставили над люком танка. Мы обратно к ним. Бабы наших ребят обнимали, целовали, смеялись, плакали. Сами думали: не дай бог вернётся немец. Но их погнали всё дальше, а мы остались жизнь мирную налаживать, колхоз восстанавливать, сеять да пахать. Работа была тяжёлая и ручная: тяпка, вилы и коса. Да и время голодное. Главным лакомством у нас были семечки тыквенные да жмых. Наколешь его кусочками и по дороге на работу утром жуёшь. А конфет и сахара мы вовсе не видели".

Жизнь наладилась
Пришёл радостный день победы, но не вернулся с фронта брат Насти, которого призвали в 1942-м. В том же году он пропал без вести.
В 1949 году Анастасия уехала на лесоразработки в Карелию, недалеко от Петрозаводска. Заготавливали лес для стройки: пилили двуручной пилой, затем распиливали на набольшие брёвна, грузили на тракторы. Потом девушка перешла работать дояркой в местный колхоз. Этому делу Настя научилась ещё в детстве у сестры. Карелия, несмотря на сильные (до 45 градусов) морозы, и сейчас вспоминается как красивейший край. Здесь у Анастасии Яковлевны родились сыновья Слава и Витя.
В 1961 году семья переехала в Грузию. А.Я.Малородова работала в совхозе-миллионере садоводом, потом перешла на ферму. Старший сын Слава служить срочную попал в Уварово, где и познакомился со своей будущей женой Зиной. После армии сын привёз молодую жену в Грузию. Через некоторое время они вернулись в город на Вороне, где в то время строился химический завод. Младший сын после армии уехал в Воронеж. Анастасия Яковлевна осталась одна, и молодые позвали её к себе в Уварово.
Переехав к сыну и снохе, А.Я.Малородова до пенсии проработала сторожем в детском саду. Все эти годы живёт Анастасия Яковлевна с семьёй сына, всегда, чем могла, помогала им. Только несколько лет назад перестала ходить на дачу, но иногда всё-таки выбирается туда - помочь обобрать смородину, крыжовник. Несмотря на солидный возраст, зрение не подводит ветерана. Любит заниматься рукоделием, вяжет крючком, с удовольствием читает газету "Уваровская жизнь". Уже выросли внучки, подрастают правнуки. Анастасия Яковлевна окружена любовью близких людей и счастлива рядом с ними. А то, что было много лет назад, всё так же живо в её памяти.

Автор:Елена Уварова