Лента новостей
Статья2 февраля 2017, 10:12

Без права на ошибку

Педагогический стаж Ирины Фёдоровны Сусловой насчитывает 25 лет. Сам по себе столь продолжительный период работы уже предполагает опыт и мастерство. Но этими понятиями профессиональная характеристика учителя начальных классов школы номер один не исчерпывается.

ЕСЛИ вы случайно — на­пример, путешествуя в поезде — познакомитесь со скромным, вежливым ребёнком, который доступным языком расскажет вам об устройстве реактивного двигателя, решит головоломную задачу в программе Excel и обыграет в шашки, используя трёхходовую комбинацию, то значит перед вами ученик Ирины Фёдоровны.
Что происходит в системе образования? — задумаетесь вы. Требования программы на­чальных классов поднялись на уровень вузовских стандартов? Школы объединились с на­уч­ными учреждениями? И то, и другое в нашей сегодняшней действительности впо­лне возможно. Но в воспитании и обучении подрастающего по­коления по-прежнему главную роль играет личность педагога.

Ирина Фёдоровна — человек, постоянно стремящийся к самосовершенствованию. Она не может чувствовать себя комфортно без дела. «Нет у меня свободного времени, некогда отдыхать, общаться с подругами», — говорит увлечённый сво­ей работой наставник детей. В семье давно привыкли к её запоздалым приходам из шко­лы. Но и в домашних стенах не прекращаются дела: планирование уроков, общение с учениками и их родителями по телефону и в интернете. Много времени занимает подготовка к олимпиадам, спортивным соревнованиям, конкурсам, фестивалям. Направление, тематика и фор­ма их проведения для каждого ребёнка подбирается индивидуально — в этом заключается одно из главных условий нового вида педагогической деятельности, называемой тьюторством.

Термин этот пока ещё но­вый и не внедрился повсеместно в школьный обиход. Про­исходит он от латинского сло­ва «tueor», что значит «заботиться, оберегать». Тьютор вы­являет особенности личности каждого ребёнка, его интересы, способности и помогает им развиваться. Если школьник испытывает трудности в учёбе, то наставник нового типа помогает их преодолеть, подбирая оптимальную тактику решения проблемы. Такой подход к обучению представляет собой наибольшую степень индивидуализации образовательного процесса.

Официально Ирина Фёдо­ровна является тьютором по теории и практике шашечной игры. Но принципиально новое отношение к обязанностям, из­менившееся восприятие сво­ей роли в образовательном и воспитательном процессе распространились и на другие стороны профессиональной деятельности, стали отличительной чертой стиля и методов её работы.

Помимо квалификации учителя начальных классов, Ирина Фёдоровна имеет диплом профессиональной переподготовки по программе «Ин­формацион­ные технологии в начальной школе», является педагогом до­полнительного об­разования по информатике и легоконструированию. Она пре­красно разбирается в робототехнике и учит де­тей основам этой прикладной науки.

Почему именно шашки, по­чему информатика и робототехника стали дополнительной специализацией учителя? По­тому что педагог сама всем этим интересуется. В шашки играет с детства, имеет первый спортивный разряд, является судьёй III категории. На счету И.Ф. Сус­ло­вой множество по­бед в соревнованиях разного уровня, включая всероссийские. В 2014 году она стала чемпионкой области по русским шашкам. В 2015 году участвовала в IV зимней Спар­та­киаде работников образования Тамбовской области и заняла второе место среди 28 участников.

Но как вовлечь в занятия интеллектуальным видом спорта детей? Какие тут применимы технологии и программы? Всё очень просто — нужно дать ребёнку шашки в руки. Они всегда на от­ведённом месте в классе. Сюда может прийти ученик любого возраста. Товарищеские матчи проводятся прямо во время перемен. Тесты на уровень развития абстрактного мышления, зрительной памяти, произвольного внимания позволяют определить пути и методы работы с детьми. Теоретическая подготовка, овладение закономерностями по­строения комбинаций осуществляются на групповых и индивидуальных занятиях. Детей никто не принуждает приходить на тренировки или участвовать в соревнованиях. Обязательным условием для них является полная свобода выбора.

— Шашки не только развивают интеллект. Они формируют характер, дисциплинируют, приучают владеть эмоциями, признавать свои промахи и чужие заслуги, не отчаиваться при неудачах, — говорит Ирина Фёдоровна и вспоминает одного из своих воспитанников, Максима Горщерука. Полюбив эту игру, подросток с головой ушёл в изучение её теории и практики, не пропускал областные турниры, где можно померяться силами с мастерами. В итоге — звание кандидата в мастера спорта. Оно стало заслуженной победой Максима. Сегодня он получает высшее образование сразу по двум специальностям, обучаясь одновременно на двух факультетах. И шашки в становлении личности целеустремлённого молодого человека сыграли далеко не последнюю роль.

Двое воспитанников Ирины Фёдоровны имеют III разряд по шашкам. Это Полина Лёвина и Илья Петров. Неоднократными победителями и призёрами районных и областных соревнований являются Артемий Ко­бо­зев, Семён Мячин, Виолетта Брык­сина, Мария Полякова, Анастасия Бабкина, Максим Ко­зырев, Максим Милисов и Марина Темникова.
Робототехника как прикладная учебная дисциплина появилась в жизни начальной школы вместе с комплектом конструкторов Lego WeDo. Многостра­ничные инструкции и множество мелких и крупных деталей непонятного назначения, датчики, моторы поначалу вызвали только растерянность. Но вслед за ней возникло твёрдое намерение освоить применение хитроумных устройств. Педагог шаг за шагом сама овладевала сборкой моделей и приобщала к этому увлекательному занятию детей. Теперь школьники при помощи Lego способны создать практически любую конструкцию, воплотить самый сложный замысел. К тому же они могут подробно рассказать о своём проекте и о действиях по его выполнению. Как зарождаются идеи и осуществляется научно-творческий процесс, можно проследить на примере проекта «Осадная башня древних воинов», выполненного Анастасией Порядиной и Яной Дегтярёвой. Эта работа первоклассниц была представлена на областной конкурс и заняла второе место.

— В детской энциклопедии мы увидели необычное соору­жение древних воинов для захвата городских стен про­тивника. Оно называлось «осад­ная, или штурмовая башня». В башне прятались воины. Под обстрелом противника они подкатывали башню к городской стене, перебрасывали штурмовой мост и по этому мосту выходили на городские стены. Мы решили воспроизвести эти действия. Сначала мы создали каркас осадной башни. Колёса и перекидной мост в нашей модели работают с помощью ременной передачи. На брусьях осадной башни натянуты верёвки-канаты, с помощью которых мост опускается на стену. Для защиты от обстрела с городской стены башня снаружи заколочена дощечками. Очень важно, чтобы мостик располагался точно на высоте стены, чтобы солдатам не приходилось бежать по склону. Высотой осадная башня равнялась осаждаемой стене. По созданной нами программе сначала включается нижний мотор №2 с мощностью 4, который отвечает за движение башни. Подъехав к стене, башня останавливается. Через некоторое время включается мотор №1, с помощью которого открывается перекидной мост. На на­шей модернизированной мо­де­ли после боевых действий воины могут покинуть стену, откатив назад осадную башню.

Второе высшее образование — учителя информатики — очень помогло Ирине Фёдоров­не в освоении новых областей знаний. В итоге И.Ф. Суслова превратилась в универсального специалиста, обладающего уникальной для школьного педагога эрудицией.

В своей работе по основному профилю учителя начальных классов Ирина Фёдоровна ис­пользует сложнейшую развивающую программу Д.Б. Эль­конина-В.В. Давыдова и добивается поразительных результатов: в её выпускном классе 2016 года было восемь отличников из 16 учеников.
Насколько широко простираются увлечения и возможности педагога и её воспитанников, можно судить по итогам конкурсов, соревнований, олимпиад разного уровня — от районного до международного, в которых они принимали участие.

Не раз И.Ф. Суслова выступала в роли координатора при их проведении, заслужив благодарственные письма за проделанную работу. Педа­гог имеет поощрения также за подготовку победителей и призёров от организаторов Все­рос­сийского конкурса по ОБЖ «Спасатели», Международного конкурса-игры по информатике «Инфознай­ка», Международ­ной олимпиады по основам наук в начальной школе, от организаторов он­лайн-олим­пиад «Юный предприниматель», «Русский с Пуш­киным», «Олим­пиада Плюс», интеллектуально-творческого конкурса для младших школьников «Муравей».

При таком активном участии в соревновательных ме­роприятиях всех победителей просто не перечислить. Самым одарённым ученикам И.Ф. Сус­ловой Артемию Кобозеву и Олегу Нефёдову за достигнутые в прошлом учебном году результаты в канун Нового 2017 года в районной администрации вручили гранты и подарки. А в прошлом году на приёме у главы района чествовали ещё одну ученицу Ирины Фёдоровны — Ярославу Мака­рову, обладательницу гранта областного конкурса «Искорки Тамбовщины» в номинации «Выразительное чтение».

И.Ф. Суслова много раз побеждала и занимала призовые места в конкурсах педагогического мастерства. Она победитель конкурсов лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и «На­родный учитель». Составлен­ная ею рабочая программа по математике была признана в 2016 году лучшей в области. Программа «Легоконстру­иро­вание» заняла первое место в областном конкурсе методических разработок по детскому техническому творчеству. В 2015 году И.Ф. Суслова стала дипломантом регионального эта­па XII Всероссийского конкурса авторских дополнительных общеобразовательных программ в номинации «Тех­ни­ческая» за разработку программы «Виртуальный компьютрон», а в 2016 году стала призёром областного конкурса «Учитель здоровья Рос­сии».

В своих учениках И.Ф. Суслова старается выработать умение мыслить самостоятельно, воспитать в них постоянное стремление развиваться, по­полнять багаж знаний, обогащать свой внутренний мир. И замечать духовный и личностный рост своих подопечных — самая большая ра­дость и награда для педагога.

Автор:Инесса ЧИСТЯКОВА