Лента новостей
Статья18 января 2017, 11:06

Школа для настоящих ребят

Аббревиатура «ДОСААФ» знакома многим ребятам, которые служат в армейских частях и подразделениях, так как свои будущие военные специальности они получали в аудиториях и на полигонах этой прославленной организации. В прошлом году ДОСААФ, 25 сентября 1991 года преобразованный в РОСТО, отметил четверть века.

И о том, как живется жердевским «досаафовцам», какие задачи они выполняют, какие проблемы решают, наш корреспондент ведет разговор с начальником Профессионального образовательного учреждения Жердевская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Н. А. ИВАНОВЫМ.

– Николай Александрович, Вы работаете в системе ДОСААФ уже тридцать лет, видели многие, пожалуй, даже ненужные, как показало время, реформаторские новшества и изменения… Давайте начнем с истории, истоков образования ДОСААФ, кто был причастен к славным страницам этой организации?

– Первая добровольная оборонная организация «Военно-научное общество» была создана в 1920 году, которое через шесть лет постановлением Совета народных комиссаров СССР было переименовано в Общество содействия обороне СССР. Создается массовое добровольное общество друзей воздушного флота и еще одно – друзей химической обороны, они последовательно объединились в 1927 году в ОСОАВИАХИМ. Одним из тех, кто создавал крылатую армию страны, был 23-летний инструктор Ленинградской планерной школы ОСОАВИАХИМа Валерий Чкалов.
В этой организации начинали свой путь прославленные авиаконструкторы Александр Яковлев, Олег Антонов – создатели «Яков», «Антеев», «Русланов», а также выдающийся конструктор ракетно-космических систем Сергей Королев. При непосредственном участии молодых инженеров Николая Камова и Николая Скржинского была создана первая в стране машина с вращающимися крыльями, получившая русское название – вертолет. А о весомости вклада оборонного общества в Победу говорит тот факт, что только за годы войны в нем прошли обучение более девяти миллионов моряков, авиационных специалистов, снайперов, истребителей танков, автоматчиков и пулеметчиков. Среди воспитанников общества – Алексей Мересьев, Виктор Талалихин, Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, снайпер Василий Зайцев.
В 1951 году постановлением Совета Министров СССР было создано Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту. В 1991 году ДОСААФ был переименован в РОСТО. Но в 2003 году, с учетом общественного мнения и решением поставленных задач, к этой аббревиатуре добавили исторически значимую – ДОСААФ.

– Что изменилось, а что осталось неизменным за те несколько десятилетий, что Вы работаете в Жердевской автошколе?
– Прежними и неизменными остались задачи, которые стоят перед нами: содействовать обороноспособности страны, готовить будущих армейских специалистов, заниматься военно-патриотическим и спортивным воспитанием молодежи. Все это было актуальным и в 1987 году, когда я пришел сюда. Жизнь здесь тогда просто кипела! На базе школы работали три секции: радио, авто и мотодела, авиамоделирования. Мы готовили будущих армейских специалистов для трех районов: Жердевского, Мордовского, Токаревского – почти по 200 человек в год, причем из нашего района парней было больше всего. Для сравнения: сейчас по линии Министерства обороны мы готовим по 22 человека в год, тоже для трех районов.
В автошколе обучались армейские водители категорий «В» и «С», то есть они могли после ее окончания управлять легковыми и грузовыми автомобилями. В настоящее время для Вооруженных сил мы выпускаем водителей большегрузных КамАЗов.
В те годы у нас было большое хозяйство с приличным автопарком, мастерскими, лабораториями, своим кинозалом, где каждую пятницу показывали патриотические художественные фильмы, даже своей баней. Коллектив тогда был большой – до 50 человек, в нем трудились в том числе 17 мастеров производственного обучения.

– Расскажите, пожалуйста, о сегодняшнем коллективе, о тех, кто работает сейчас, о современных условиях обучения сложному водительскому ремеслу, нынешних курсантах, чем они отличаются от своих сверстников 70 – 80-х годов прошлого века?
– Сегодня у нас работают 17 человек, из них один постоянный преподаватель, трое внештатных, семеро мастеров производственного обучения. Безусловно, снижение объема подготовки курсантов во многом объясняется недостаточным финансированием. Отсюда невозможность повышения зарплаты, премирования сотрудников, а также проведения капремонта здания автошколы, приобретения новых автомобилей. Все это, на мой взгляд, связано с тем, что ДОСААФу не уделяется достаточного внимания. Ведь даже само название «общественно-государственная организация» может поставить в тупик любого: то ли мы на общественных началах, то ли на бюджете, хотя финансирование осуществляется только в виде субсидий.
Идут разговоры, и давно, о том, что необходимо вернуть организации государственный статус. Но пока одни разговоры, а нам приходится решать многочисленные проблемы, связанные, например, с отсутствием автодрома. Был вариант использовать для этого площадку на местном неэксплуатируемом аэродроме. Кстати, раньше у нас был автодром за микрорайоном на улице Чкалова, но надо было платить земельный налог в сумме 450 тысяч рублей. Это непосильная задача. И пока мы используем площадку за автошколой, за этот участок земли платим налог 300 тысяч рублей… Наши проблемы, к сожалению, остаются только нашими.
Да, мы обучаем водителей по хозрасчету, но получаемые средства – порядка 30 тысяч за человека, столько же платят и по линии Министерства обороны – идут на оплату коммунальных услуг, зарплату и т.д.
Что же касается самих курсантов, то раньше мне казалось, что они более любознательные, более заинтересованные в приобретении знаний. Зато сейчас приходят разбирающиеся в компьютере, без которого просто невозможно представить себе современное обучение. По линии Министерства обороны у нас в автошколе оборудован компьютерный класс, курсантов обучают с использованием передовых технологий, а затем они набираются опыта на практике вождения. Кстати, на каждом автомобиле у нас установлены видеокамеры.
В непростых условиях приходится работать нашему коллективу. Но все – и преподаватель И. Н. Токарев, и мастера производственного обучения В. В. Комбаров, Д. А. Абакумов, Ю. А. Орлов, Ю. А. Сарафанников, и другие – выполняют главную задачу: укрепляют обороноспособность нашего государства. Достаточно сказать, что наши выпускники служат в самых разных точках нашей страны и за ее рубежом, их можно было встретить в Афганистане и Чечне. Кстати, в Чечне погиб выпускник нашей автошколы Андрей Маленьких, в честь которого открыта мемориальная доска на втором здании Жердевской средней школы. Ради таких ребят и стоит работать.
Автор:Вопросы задавала Э. РОЗМАН. Фото автора.