Лента новостей
Статья17 января 2017, 14:47

Самые смелые - в прорубь

Крещение – один из двунадесятых праздников православной церкви. С ним связаны события крещения Спасителя Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. Этот же праздник называют Богоявлением, потому что Господь, прежде чем идти на евангельскую проповедь, явил себя в трёх ипостасях.

Крещение – один из немногих праздников, с которым в России связано много обычаев и традиций, которые верующие соблюдают с особым трепетом и благоговением.
Считается, что в Крещенскую ночь освящается вся вода, которая есть на Земле. И только самые смелые, не боясь морозов, которые бывают не редкостью именно в этот день, окунаются в иордань – специально подготовленную прорубь.
Организованно данное мероприятие проходит в Пичаеве. Участники пешего Крестного хода под руководством настоятеля Свято-Троицкого храма протоиерея Алексия Ермакова с иконами, хоругвями, молитвами идут к пруду Типец. Здесь работники жилищно-коммунального хозяйства заранее готовят прорубь, устанавливают деревянные поручни, проводят электрическое освещение, неподалёку дежурят медики, МЧС, полиция. Но, как правило, всё обходится благополучно.
Батюшка Алексий, освятив водоём, благословляет всех желающих на купание и сам часто первым показывает пример.
Типецкий пруд – место самого массового омовения на Богоявление во всём районе. Сюда съезжаются жители не только Пичаева, но и других сёл.
Также организованно проходит подобное мероприятие в Байловском сельсовете. В самой Байловке купаются в трёх местах. Главное, организованное администрацией сельсовета место находится недалеко от спиртового завода, здесь его называют «омут». Вырубают прорубь, проводят свет, обязательно присутствует медицинский работник.
По словам главы сельсовета А.Склёмина, желающих окунуться в прорубь оказывается немало; есть и такие, кто делает это много лет подряд. Он сам из их числа. Признаётся, что это придаёт бодрость духа и здоровье на весь год.
Ещё два места для купания - вниз по течению Кашмы - обычно готовят сами жители возле дома Е.Устинова и Е.Поповой.
В Волхонщине местные жители в центре села у моста на реке Кашма тоже делают прорубь. Для освящения воды сюда часто приезжает настоятель Алексеевского храма иерей Геннадий Великанов.
В п.Октябрьский на ручье тоже желающие искупаться делают для себя прорубь.
Находятся и такие, кто в крещенскую ночь едет к источнику Архангела Михаила, что в Моршанском районе, и омываются здешней водой.
В Б-Ломовисском сельсовете традиционным местом омовения является источник святителя Тихона Амафунского. Настоятель храма Воскресения Христова с.Гагарино иерей Георгий Кузнецов совершает богослужебный чин с освящением воды и благословляет на омовение желающих.
Немало людей обычно собирается в крещенский сочельник и возле источника Божией Матери «Целительница», расположенного между Введенкой и Гагарино.
Местом купания в Большом Шереметьеве является участок на р. Кашме в районе улицы Кашменская. Местные жители выпиливают прорубь. Иногда приезжает батюшка для освящения воды.
А вот в Вяжлях традиция окунаться в прорубь на Крещение не прижилась. Зато в Кутлях на пруду у моста желающие делают для себя иордань.
На реке Кашма соберутся для купания и жители П-Васильева. Всё здесь организуется силами местного населения. А вот в д.Васильево удобных мест для этого нет.
Не слишком популярны массовые купания и в Подъёмском сельсовете. Иордань прорубают разве только на местном пруду. Некоторые местные жители ездят в Бояровку соседней Пензенской области, жители Тараксы – в Пичаево.
В Егоровском сельсовете тоже официальные места купания не обустраиваются в связи с малым количеством желающих окунуться в прорубь. В Егоровке сами жители прорубают иордань, местные бабушки перед тем, как окунаться в воду, читают молитвы при зажжённых свечах.
В Липовском сельсовете два места непосредственно связаны с Крещением. В Липовке – это источник Иоанна Богослова, в Питиме – Горский родник. В Крещенскую ночь местные жители приходят сюда за водой, обливаются прямо на месте, а некоторые питимцы могут ещё и окунуться в реке.
В Рудовке тоже два особых места. Всё начинается у родника, где жители набирают воду, здесь же проходит и её освящение. Обычно этот чин служит протоиерей Алексий Ермаков. Затем основное действие переходит на один из трёх прудов. В удобном месте местные активисты прорубают лёд, и под свет автомобильных фар опускаются в холодные крещенские воды.
В каждом населённом пункте с крещенским купанием год от года складываются свои привычки, традиции, что-то с годами меняется. Но неизменным, пожалуй, остаётся стремление именно в Крещение прикоснуться с верой к чему-то доброму, святому, что можно будет пронести с собой через весь год, до следующего праздника.
Автор:Иван СОСЕДОВ. Фото автора