Лента новостей
Статья21 декабря 2016, 13:47

Золотой отблеск серебряного кубка

При этом не очень искушённые в сельскохозяйственной «кухне» граждане, привыкшие из года в год наблюдать «борцовцев» на районном пьедестале, вряд ли обратили особенное внимание на этот факт. А надо бы.

Почему? Давайте разберёмся вместе…

Растениеводство – органический подход

Мы не оговорились - именно органический, так как ярко выраженная приверженность «Борца» к поддержанию и повышению плодородия почвы за счёт органических удобрений выделяет этот сельхозкооператив из сампурской аграрной шеренги.

Не то чтобы прочие коллективы, за исключением лидеров этой бесконечной урожайной «гонки», принципиально закрывают глаза на органику: у них просто нет этого исконного вида удобрений, в просторечии, простите, именуемого навозом. И взять его неоткуда, так как на собственных опустевших фермах давно замки поржавели, а где-то их корпуса - разрушенные - уже с трудом просматриваются на горизонте. Такова оказалась плата за лёгкую жизнь. Ведь давно известно, что опирающееся на базу колхозно-совхозного периода животноводство, требуя круглосуточного внимания и затрат, у нас ничего кроме головной боли и убытков не приносит. Хотя тот же «Борец» в последний свой свиноводческий сезон, а до него и ОАО «Сатинское» делом и цифрами порой доказывали обратное. Тем не менее, в массовом обиходе возобладала аксиома, сводящаяся к краткому: «Нет животноводства – нет проблем». Ведь куда проще и спокойнее убрать урожай и отдыхать, готовясь потихоньку к новому сезону. А с животноводства, как с козла молока - хлопот много, а прибыли никакой. Если рассматривать только сухие цифры – логика вроде бы железная, но… так ли уж всё очевидно?

Урожайная статистика последнего сезона вроде бы свидетельствует не в пользу «борцовцев», занявших с 28,8 центнерами пятую строчку по весомости отдачи зернового гектара. Однако постоянная работа с органикой - её на поля ежегодно вывозится 13-20 тысяч тонн! - позволяет экономить на закупке отнюдь не дешёвых минеральных удобрений. Хотя и они, конечно же, применяются в хозяйстве. В 2016-м там внесли в почву 40 тонн азофоски и 138 тонн аммиачной селитры, что с учётом обширности «борцовских» угодий - 5378 гектаров пашни - не так и много.
Если же вспомнить о том, что органика, в отличие от «минералки», работает пролонгированно, на протяжении нескольких лет и при этом не приводит, как «химия», к закислению почвы, дальновидность и расчёт сельхозкооператоров «Борца» становится более очевидным. Ежегодно, из расчёта 40 тонн на гектар, в хозяйстве вносят органические удобрения на одно, а то и сразу несколько полей, тем самым значительно повышая уровень плодородия сотен гектаров своих сельхозугодий.

Добавим сюда соответствующе высокую культуру земледелия, которой славится СХПК «Борец», и получим общую картину его растениеводческих дел.А они таковы, что даже при не самой высокой урожайности позволяют добиваться прекрасных финансовых результатов. По итогам 2015 года, например, прибыль от реализации продукции растениеводства в «Борце» составила 43,3 миллиона рублей при великолепном уровне рентабельности – 132, а с учётом субсидий – 137,7 процента! При том, что в среднем по району этот показатель остановился на отметке в 77,5 процента.

Люди – наше всё

Мы умышленно поставили рассказ о коллективе хозяйства перед животноводческим «блоком», так как именно люди в разговоре с председателем СХПК «Борец», Заслуженным работником сельского хозяйства России, Почётным гражданином области и района Анатолием Ивановичем Гречишниковым неизменно выходят на первый план.
Кто-то из «борцовцев», прочитав эти строки, возможно и обронит что-то вроде: «Если руководство о нас так радеет, могло бы и зарплату платить побольше!..»

Средняя зарплата в хозяйстве действительно не рекордная. По итогам 9 месяцев СХПК «Борец» по её величине в районе занимает 13 место, но… по общей сумме фонда оплаты труда - 25,7 миллиона рублей - стал вторым, уступив лишь соседям из ООО «Агротехнологии». Вторыми стали «борцовцы» и по уплате налогов, заплатив их в расчёте на каждый гектар пашни по 1007 рублей при среднерайонном показателе 544 рубля.

Что это значит? То, что на производственных нивах кооператива трудится очень много по нынешним сельским меркам людей: если считать усреднённо за сезон - 176 человек. И по этому показателю СХПК «Борец» занимает в районе уверенное первое место.

Как вы, наверное, догадались, такая ностальгическая для многих «густонаселённость» напрямую связана с животноводством, которое в «Борце» поддерживается вопреки рыночной реальности.
Плыть против течения, как известно, всегда тяжело. Обидно терять миллионы рублей, которые никогда у аграриев не были лишними, но люди в думах и сердце председателя «Борца» всегда перевешивают деньги, потому-то он и… Впрочем, об этом аспекте жизни кооператива мы поговорим чуть позже, а пока продолжим о коллективе.

Его, увы, не обошла стороной сельская «ветрянка» старения. Из 117 «борцовцев» мужского пола 11 уже перешагнули пенсионный рубеж. Ещё 73, попав в статистический раздел «свыше 45 лет», к нему стремительно приближаются, и лишь двое обретаются в счастливом молодом (до 25 лет) возрасте.

Как признались в правлении хозяйства, при немаленьких ежегодных тратах на обновление машинотракторного парка, инвестиции могли бы быть ещё больше, но нередко возникает вопрос: «А кого посадим на новую технику?» Те же, кто сел за штурвал трактора, комбайна или автомобиля, кто входит в корпус МТФ или мастерской, стараются трудиться на совесть. Работают, равняясь на лучших, с оглядкой на многолетние победные традиции. Впрочем, бог с ними, с традициями…
Многие наверняка чувствуют боль и радение председателя за село, за мужика, которого Гречишников с высоких трибун называет горбатым не смеха, а большого уважения ради, подчёркивая огромный вклад селян в развитие страны и столь малую за это отдачу.

Жизнь и судьба этого удивительного человека и руководителя – отдельная тема, и к ней мы ещё обязательно вернёмся. Пока же «поднимем флаг» тех «борцовцев», которые в страду - по терминологии Анатолия Гречишникова инфарктную - были примером в работе, вели за собой коллектив. И начнём с фазы решающей, уборочной.
Всего СХПК «Борец» располагает эскадрой из десятка зерноуборочных комбайнов, восемь из которых - продукты отечественного Ростсельмаша марки «Дон», а два - белорусские «Полесья».

Нагрузка на них выпала немаленькая: в среднем почти по 319 гектаров зерновых на машину. Кроме того, не считая 840 га кормовых, убрать предстояло 836 гектаров технических культур. И задача, несмотря на сложные погодные условия, была выполнена.

На обмолоте отлично потрудились капитаны «Полесьев» Геннадий Гусев и Алексей Даньшов, отгрузившие с полей соответственно 1247 и 1179 тонн продукции. Их коллега Алексей Афонин на комбайне «Дон»-1500Б увеличил валовой сбор зерна ещё на 994 тонны зерна и 329 тонн подсолнечника.

В ходе таких важных и необходимых агротехнических операций как закрытие влаги, культивация, сев и вспашка зяби образцы профессионализма демонстрировали трактористы Дмитрий Евсеев, Юрий Курилов, Пётр Гусев, Сергей Лобов, Александр Васюков, а также водители Алексей Ерохин, Сергей Юрин, Николаи Холин и Ерохин, и многие другие.

На ферме СХПК «Борец» свои герои. По итогам 11 месяцев больше всего получили молока от подопечных бурёнок доярки, две Татьяны - Айдарова и Лобова. У телятниц Валентины Курохтиной, Елены Пановой и Веры Лобовой животные отличаются хорошим аппетитом и заметно прибавляют в весе.

Плюс животноводческого минуса

Да, именно так: плюс от минуса. Для математики - нонсенс, а для жизни «Борца» - одна из формирующих настоящее и будущее коллектива стратегм. Напомним, что на сегодняшний день на территории кооператива действуют 10 корпусов молочно-товарной фермы, в которых «прописались» и неплохо себя чувствуют около 1300 голов крс, в том числе 405(!) коров дойного стада.

Чтобы прокормить такую махину, в «Борце» заготовили без малого 1000 тонн ячменя, 1269 тонн сена, 796 тонн соломы, заложили по 2700 тонн силоса и сенажа. Для формирования кормовой базы из землепользования хозяйства вычленяется клин площадью 840 гектаров – 17,3 процента всей площади сева!

По словам Заслуженного агронома России Таисии Саковской, руководство прекрасно понимает, что эти угодья могли бы приносить прибыль, но… Что тогда будет с более чем полусотней человек, которые, не считая механизаторов, представляют животноводческое крыло коллектива?! Которые имеют благодаря упорству и мудрости председателя постоянную работу и зарплату! Которые наполняют понемногу редеющую Ивановку жизнью!

Если бы в «Борце» решили заколотить ворота своей МТФ, вряд ли кто-то имел право бросить в них камень. Статистика даже не говорит, а кричит об убыточности этого бизнеса, от которого в 2014-м там получили, со знаком минус, 8, а годом позже 10 миллионов рублей «дохода».

При этом в структуре животноводческих затрат треть (34 процента) – зарплата работников.
Ну как тут устоять перед соблазном и одним взмахом руки не перечеркнуть все проблемы – и ломающиеся транспортёры, и ветшающие полы и перекрытия, и слабые надои, и низкую цену реализации, и финансовую непорядочность переработчиков?..
А председатель устоял. И не потому, что, застыв в догмах минувшего века, не умеет считать деньги. Нет, как нам кажется, Гречишников смотрит дальше и глубже, чем многие более молодые коллеги.
- Если сегодня «обрубить» животноводство, - рассуждает он, - сначала, может, и покажется хорошо, а потом и в поле работать будет некому – последние разъедутся по городам.

Благодаря мудрости руководителя и его соратников, «Борец» продолжает жить полноценной жизнью, от которой во многих других хозяйствах успели отвыкнуть.
Приедешь в зимнее межсезонье в иное село и следа человеческого на снегу порой не разглядишь: лишь стёкла занесённых сугробами тракторов и комбайнов, бликуя на солнце, «подмигивают» случайному встречному. Прямо как в стихах, «до весны всё дремлет тут…»

Когда же десант «Трудовой славы» высадился у правления СХПК «Борец», на него в прямом смысле слова пахнуло энергией жизни – этаким селом активного советского периода. Как потом выяснилось, «экскурсию» в прошлое провёл тракторист, бодро промчавшийся по дороге к ферме с тележкой, наполненной ароматным лакомством для коров – сенажом. Через десять минут мы воочию наблюдали процесс погрузки этого корма в новенький, купленный за сотни тысяч рублей кормораздатчик-миксер под символическим названием «Хозяин».
Механические лапы грейфера под управлением Олега Семичёва ловко выхватывали из силосной ямы большие куски сенажа и аккуратно передавали его «Хозяину».
- Всё, полна коробочка, - удовлетворённо констатирует механизатор Алексей Панов и включает первую передачу своего МТЗ…
Один из корпусов МТФ, мимо которого проезжали, приветствовал нас бодрым громыханием навозного транспортёра, а в мастерской окутал туман выхлопного газа, приглушающего деловой гул мастерового люда.
- Пробовали заводить отремонтированный движок, - проходя мимо ряда починяемых машин, объясняет «осадки» председатель. - А вон там, в уголке, - продолжает с гордостью, - наше очередное приобретение стоит - новенький грейферный погрузчик на базе МТЗ!
Распахнув дверь токарного цеха, застали процесс выточки какой-то детали. Токарь Анатолий Баканов - как шутит Гречишников, чуть ли не последний в районе - уверенно «гнёт свою линию» на старом станке ещё древнегерманского производства.
Полные зерна склады, длинные «поленницы» затюкованного сена, мелькание тракторов, жизнеутверждающий пар из телятников – всё это, возвращая в колхозное детство, радовало даже не глаз, а душу.
И как-то сразу перехотелось говорить о нудных цифрах, анализировать причины слабоватых надоев и шансы возврата «борцовцам» недобросовестным переработчиком 2,5 миллиона рублей за поставленное молоко…
Поняли мы вдруг, своими глазами разглядели тот огромный плюс, который стоит за пресловутым животноводческим минусом.

Имя ему – русское село.


Автор:Владимир Поветкин