Лента новостей
Статья16 декабря 2016, 11:21

За организацию народного музея истории православной культуры

В 2016 году исполнилось 180 лет с начала строительства в Моршанске величественного Свято-Троицкого собора, архитектурной доминанты города, духовного и общественного центра, уникального памятника истории и культуры. Это грандиозное сооружение за годы существования было не только православным храмом, но и пристанищем от страшного пожара, местом содержания военнопленных, складом для хранения тары и продукции горпищекомбината. Городские власти советской эпохи строили планы по размещению в соборе театра, но Великая Отечественная война и слишком большие затраты остановили осуществление этих планов. Отнятый у верующих собор постепенно угасал.

Знаменитый театральный режиссер В.А.Галицкий, гастролировавший с труппой Тамбовского театра в послевоенном Моршанске, в «Записках периферийного главрежа» отметил: «Моршанск лежал в низине. Дорога пошла под гору, проехали плотину суконной фабрики, и вот они, городские улочки, небольшой, запущенный, облинялый гостиный двор. На площади поразил огромный заколоченный собор, странный в этом городке, словно башмак на три номера больше, чем надо…». В годы процветания дореволюционного Моршанска окруженный ансамблем разнообразных одноглавых и пятиглавых, высоких и приземистых церквей, шатровых колоколен, возвышающихся над крышами главок домовых церквей, ухоженных купеческих особняков, собор производил иное впечатление на гостей города. Но тогда, во второй половине XX века, казалось, что собор, доведенный до аварийного состояния, постигнет участь других храмов города и спасти его уже невозможно. Борьба за собор развернулась среди верующих и представителей моршанской и тамбовской интеллигенции.


В архивах музея несколько лет назад была обнаружена любопытная переписка между П.В.Кобзевой, возглавившей Моршанский краеведческий музей после смерти П.П.Иванова в 1942 г., и А.И.Захаровым, членом ревизионной комиссии Общества по охране памятников Тамбовского облисполкома, свидетельствующая о масштабах этой борьбы. Несмотря на то, что в 1967 г. собор был включен в список памятников архитектуры союзного значения, областной исполком не желал заниматься хлопотным делом восстановления собора, и за неимением средств от этого решения отказались. А.И.Захаровым были отправлены письма о проблеме Троицкого собора главному редактору отдела информации газеты «Известия» Б.И.Илешину, а также в адрес председателя Совета Министров СССР тов. Косыгина с просьбой навести порядок с хранением собора и выделить средства на ликвидацию его аварийного состояния.
«Я еще не могу расстаться с мечтой по спасению Вашего Моршанского Каменного цветка. Как будто по капельке двигаюсь вперед, но, как видно, разрушение его опережает мои достижения. Очень жаль, неужели не спасем? - делится с Прасковьей Васильевной своими опасениями А.И.Захаров, - Тамбовский облисполком принял решение от 11 мая 1971 за № 366, в котором снова отходит от своих прямых обязанностей спасения памятника, сами его довели до разрушения и хотят, чтобы Министрество культуры РСФСР покрыло их преступления наших законов…». Прасковье Васильевне и Алексею Ионовичу удалось привлечь мнение авторитетных ученых, признавших Свято-Троицкий собор жемчужиной города, «сокровищницей русской национальной культуры».

* * *
В 1971 г. в областной газете «Комсомольское знамя» была напечатана статья «Наше архитектурное сокровище» за подписью В.Пилявского, доктора архитектуры, профессора, который разъяснил: «Трудно переоценить градостроительное значение бывшего Троицкого собора в Моршанске. Это великолепное здание – важнейший силуэтный акцент, обогащающий панораму города. Что же представляет собой Троицкий собор и нужно ли его сохранять?
После победы России в Восточных кампаниях за право мореходства в проливах Босфор, Дарданеллы и Каспийском море в Петербурге были сооружены Триумфальные ворота у Московской заставы и величественный пятикупольный собор. Проект Троицкого собора в Моршанске создан во время патриотического подъема 1830 года. Собор в целом и в деталях идентичен столичному Преображенскому собору – произведению гениального русского зодчего Василия Петровича Стасова, главы всей архитектурной жизни России того времени.
Можно с большой долей уверенности утверждать, что моршанский собор – произведение зодчего Стасова…
Встает вопрос: что же делать с этим огромным зданием, функция которого безвозвратно утрачена в связи с отмиранием религии? Основное направление в деле охраны исторических памятников архитектуры в СССР заключается в том, чтобы они были поставлены на службу обществу…
В этой области мы имеем большой опыт. Множество бывших храмов являются зданиями-памятниками музейного значения (Исаакиевский собор, храмы Кремля…).
Почему же Троицкий собор в Моршанске (площадь которого более 3.000 кв.м), постепенно разрушается, несмотря на то, что он является памятником культуры, взятым под охрану? Ведь в нем можно открыть филиал местного краеведческого музея, выставив для обозрения ценные экспонаты, хранящиеся сейчас в запасниках…».
Планы превращения Свято-Троицкого собора в музей или концертный зал уничтожил пожар 1987 г. И только в 1989 году, после передачи сооружения законному хозяину – Русской Православной Церкви, стало ясно, что труды по спасению «Моршанского Каменного цветка» не были напрасны. Постепенно к собору возвращается величественный вид, его золотые купола вызывают чувство восторга и гордости.
Открытый для богослужения Свято-Троицкий собор не перестал считаться зданием-памятником музейного значения. С целью обеспечения доступа широких слоев населения, моршанцев и гостей города к наглядной краеведческой информации, возникла идея организации музейного выставочного проекта в стенах собора.
* * *
В середине ноября в Свято-Троицком соборном храме - главном храме Моршанского благочиннического округа, с согласия и благословения протоиерея Андрея (Рыбина), благочинного Моршанского благочиния, настоятеля Свято-Троицкого собора, открылась музейная экспозиция «Православный мир Моршанской провинции» (автор проекта Л.В.Григорьева, художник С.В.Шмелев).

Выставка состоит из более 100 цветных и черно-белых иллюстраций предметов, картин, документов, исторических фотографий из фондовой коллекции музея, иллюстраций изданий: И.А.Озарнов, Н.Л.Федосеева, О.Ю.Левин Моршанск православный (Тамбов, 2010 г.), И.Озарнов Сказание о Моршанском Казанском Прошином монастыре и его насельницах (Моршанск, 2002), фотоматериалов из фотоархивов воскресных школ Троицкого собора и Никольской церкви, фотографий объектов православной архитектуры и сцен из православной жизни частных фотоархивов И.Елсукова и В.Швыдкина. Подлинным экспонатом выставки стал сам собор как памятник православной культуры и искусства, сюжеты храмовых икон которого отражают традиции почитания в Моршанском крае православных праздников, образов Господа, Богородицы, небесных сил и святых.

Выставка повествует о зарождении и развитии православия в Моршанском крае, об истории Моршанска, его традициях церковного строительств. Отдельный стенд посвящен истории Свято-Троицкого собора.

Одной из ключевых задач проекта стало гармоничное введение экспозиции в особенный интерьер – интерьер действующего собора, возможности включения храмовых иконописных образов в пространственно-образное восприятие экспозиции и рассказ экскурсовода. Проект стал возможным благодаря многолетнему плодотворному сотрудничеству моршанского духовенства и музея в области просветительской деятельности, а также активного взаимодействия музея и комитета по образованию г.Моршанска по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Авторы проекта надеются, что выставка привлечет внимание общественности к важности сохранения подлинных свидетельств сложных и тернистых, трагичных путей местной истории православия в XX веке и станет основой для создания будущего народного музея православной культуры. Музейщики призывают археологов-любителей, находящих малоценные в материальном плане, но бесценные в плане местной истории нательные крестики, медные иконки и пр. приносить в музей. Хранящиеся в семейных архивах фотографии и документы, церковные книги и предметы утвари, прочие материалы, повествующие о православной жизни Моршанска и Моршанского края, о судьбах верующих, о процессе возрождения православия в постсоветскую эпоху, переданные от населения в дар, а также современные произведения иконописи, декоративно-прикладного искусства на православную тематику могли бы составить интереснейшую экспозицию.

Потребность в музее истории православной культуры и быта для современного Моршанска заключается в необходимости отдачи дани памяти невинно пострадавших за веру, без чего не наступит примирения поколений, до тех пор существует возможность повторения трагических событий.

В Моршанском крае важнейшую роль приобрела работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Появляются памятные таблички и кресты в местах разрушенных храмов. Для качественного развития краеведческих исследовательских работ, в полной мере изучивших небогатый документальный фонд истории местного православия Моршанского историко-художественного музея и изданную краеведческую литературу, необходим новый фонд, открытый и доступный для всеобщего изучения.
Автор:Л. Григорьева