Лента новостей
Статья5 декабря 2016, 10:33

Школа будущего должна быть комфортной и успешной

25 - 27 ноября 2016 года в г. Санкт-Петербурге состоялся V Всероссийский образовательный форум «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современного образования в России» и финальная часть конкурса «100 лучших школ России 2016». Конкурс проводится с 2013 года, получил широкую поддержку среди общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и учреждений дополнительного образования Российской Федерации. Организатором конкурса выступает Независимый общественный совет, в состав которого входят представители Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, Комитета Государственной Думы по образованию, Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям, Союза директоров средних специальных учебных заведений России, Национальной Ассоциации директоров школ и учителей России, Международной академии качества и маркетинга.

По итогам конкурса Инжавинская средняя школа стала лауреатом. На Всероссийском форуме её представляла директор И.Ю. Хурцилава. Об этом и состоялась наша с ней беседа.

- Мы получили официальное письмо-приглашение принять участие в финальной части. Нужно было представить результативность работы за 2016 год. Подготовили и отправили материал. Большими надеждами себя не тешили, критериев при оценке учитывалось много, считали: мы - глубинка, нам ли конкурировать с другими образовательными учреждениями? Но решили рискнуть. И вот по итогам федерального конкурса «100 лучших школ России 2016» оказались в числе лауреатов, - рассказывает Ирина Юрьевна.

Она сделала заявку на своё участие в конференции, хотя это было очень непросто. Выбрала тему «Социализация в условиях образовательно-воспитательной среды».

- Ирина Юрьевна, как вы полагаете, что повлияло на то, что в адрес Инжавинской средней школы пришло приглашение принять участие и представить результаты работы школы за год, а по некоторым показателям и за другой период?
- Последние пять лет наши старшеклассники активно участвуют в олимпиадах Санкт-Петербургского университета, показывают хорошие результаты - становятся призёрами. Многие успешно проходили на второй тур участия и даже приглашались на торжественную церемонию в северную столицу. Скорее всего, на это обратили внимание. И в этом году наши ребята из 10 - 11 классов принимали участие в этих олимпиадах.
За последние три года наши выпускники стали чаще поступать в учебные заведения Санкт-Петербурга и Москвы. У нас хорошие показатели по итогам ЕГЭ. Средний тестовый балл по школе в 2016 году составил 70 баллов. Например, моя выпускница Алина Тимошина по обществознанию набрала 92 балла и теперь учится в Санкт-Петербургском государственном университете, а Манушак Хроян поступила в МГУ. В прошлом году мы с этими девочками ездили на Всероссийский конкурс «Моя законотворческая инициатива», где стали призёрами. Участие в таких конкурсах очень важно для школы. Наши девочки выступали на уровне студентов юридических факультетов. А доклады участников потом направили в комитеты Государственной Думы. Это очень большой уровень. Получая такой опыт практической закалки, теперь они проявляют себя и дальше в исследовательской работе. Всё это отражает результативность работы школы.

- Где и как проходил в Санкт-Петербуге Всероссийский образовательный форум?
- Он проходил в конгресс-холле «Blue 4+5» гостиницы park inn «Прибалтийская». Официальное открытие состоялась 25 ноября во второй половине дня (с утра был заезд) и продлилось до 20 часов. C приветствиями и докладами в этот день выступали высокие гости - представители Государственной Думы, оргкомитета конференции, академики, доктора наук и другие мэтры. В 21 час нас пригласили на экскурсию по вечернему Петербургу. Впечатление потрясающее - красоты города предстали в ярких иллюминациях. Я была в северной столице уже в четвёртый раз, но в зимний период впервые.
На следующий день состоялись тематические конференции. Среди выступающих по программе я была 15-я. Там сложно выступать, волнение какое-то переполняет. Атмосфера особенная.
Нужно было почувствовать проблемы, поднятые на этом форуме, и рассказать, как мы их решаем на своём уровне. В этих форумах принимают участие лучшие представители педагогических сообществ республик Саха (Якутия), Дагестан, Татарстан, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы и других регионов, которые не боятся экспериментировать, апробируют какие-то новшества. Мне доставляло удовольствие находиться среди них, общаться с ними. Каждый выступающий излагал свою позицию.
Увидела, что все мы с разными возможностями, но решаем общие задачи. Называю Тамбов, а многие даже не знают о нашем городе. От нашего региона был ещё один представитель из Мичуринска, но он не выступал на этой конференции. Так что в некотором роде я представляла наше Центральное Черноземье.
Мне пришлось по ходу несколько перестраиватся в своём выступлении, сохранив основной его стержень. Начала с того, что процесс социализации в нашей школе начинается с возраста ребёнка полутора лет. В этом году у нас открыта такая группа. Два раза в неделю к нам приводят мамы своих малышей, с ними занимается педагог-психолог. И эти детки потом не хотят уходить из школы, им здесь нравится.
Это сообщение вызвало интерес, меня начали слушать. Отметила: сегодня все мы здесь из разных регионов, но нас объединяет одна проблема – социализация школьника. Как бы грамотно мы не строили учебно-воспитательный процесс, главное - каким выпускник выйдет из школы, как он будет готов к жизни. То есть, как мы его социализируем. Выделила три аспекта: предметную профилизацию, практическую профориентацию и создание гибкого механизма воспитательного моделирования.
Профильными классами сегодня уже никого не удивишь. Такие есть везде, а в больших городах возможностей гораздо больше. Поэтому повела речь о том, за счёт чего и как осуществляется процесс социализации именно в нашей школе. А она сегодня огромная - 1263 ученика, работают 153 педагога, включает 6 корпусов зданий, из которых два - базовой школы, 4 корпуса - филиалов, 13 транспортных единиц, 7 групп дошкольного образования, 3 группы кратковременного пребывания детей.
У нас в районе нет специального отбора учеников - обучаем всех. Стратегия развития образования и воспитания осуществляется путём интеграции всех школьных служб и объединений. Главная цель - индивидуальное развитие каждого ученика, создание ситуации успеха, дающей ученику возможность адаптироваться и найти себя в интенсивно меняющемся мире.
Дополнила: результатов ЕГЭ достигаем за счёт ранней предметной профилизации и создания профильных классов. Рассказала о практической ориентации, что наша базовая школа образована за счёт слияния трёх школ, и сегодня гордимся тем, что мы сохранили традиции, которые были в этих школах.
Интерес вызвали результаты по практической профориентации, что у нас с 1974 года в школе дети изучают автодело, обучаются вождению. Этого больше нигде нет. Мы имеем необходимую базу: два автомобиля ЗИЛ и 3 автомобиля ВАЗ. Говоря об этом, надеялась, может, какого-нибудь спонсора найду, потому что все автомобили уже старые. Этого не случилось, но важно уже то, что нас услышали.
К тому же, обучение у нас ведётся на бесплатной основе. И это мотивирует наших детей. Кто получает двойки, на вождение не допускаются. А дети должны не только теоретически проходить профессиональную подготовку, но и практически ездить. Экзамены они сдают на компьютерах в областном ГИБДД, потом - вождение в городе Кирсанове, требования предъявляются очень высокие.
Рассказала о работе по патриотическому воспитанию, клубе «52-я параллель», который входит в военно-патриотическое объединение «Молодое поколение Тамбовской области». Ребята изучают военное дело, участвуют в военно-спортивных играх «Славянка» и «Русский витязь», «Зарница». Принимали участие в параде на Красной площади в Москве, посвящённом 80-летию ВДВ. Около 500 ребят выполнили 634 прыжка с парашютом, 62 воспитанника имеют спортивный разряд по парашютному спорту, 2 выпускника клуба - чемпионы России по военному многоборью, 1 - чемпион ВДВ по рукопашному бою. Дважды участники клуба становились чемпионами России по практической стрельбе среди юношей допризывного возраста. Назвала ряд других показателей, выделив стремление ребят потом связать свою жизнь с армией, поступить в военные училища.
В числе приоритетов по социализации обучающихся - реализация Программы по развитию физической культуры и спорта. В этом году наш педагогический коллектив награждён дипломами в двух номинациях: «Физкультурно-оздоровительные технологии» и «Здоровьесберегающие технологии», а также дипломом победителя в номинации «Лучшая сельская общеобразовательная школа». Такого диплома она была удостоена и в 2014 году. Учащиеся школы в 2011 году стали победителями регионального этапа и участниками Всероссийских соревнований «Президентские спортивные игры», а в 2013 - призёрами регионального этапа. Много и других спортивных достижений.
Вот уже 8 лет, как у нас успешно осуществляет свою работу правовой клуб «Азбука закона». А материалы музейной комнаты используются для исследовательских работ, там проходят уроки мужества и тематические экскурсии.
Ежегодно наши учащиеся представляют отчёт на фестивале детского творчества. В этом году школьный хоровой коллектив «Звонкие голоса» стал победителем муниципального и регионального этапов конкурса.
Такой многоаспектный подход к каждому ребёнку, гибкость педагогической тактики и составляют механизм воспитательного моделирования в процессе социализации школьника.
Среди основных проблем, которые звучали на форуме, - не везде достаточное финансирование, требуется больше, чем имеем, и нехватка кадров. Надо поднимать престиж профессии учителя, чтобы в школу приходили молодые и талантливые.
В заключение заметила: мы говорим о школе будущего, но живём школой настоящей. Это отражено в программе развития нашей школы, потому что самое главное- создать школу успеха. Всех нас объединяет то, что перед нами глаза ребёнка. Улыбка на лице ребёнка - вот главная награда, которую получает каждый из нас.
Эти слова вызвали в зале аплодисменты. Пожелала всем участникам привезти в свой регион с этого форума частичку успеха, чтобы были успешный директор и успешная школа.
В кулуарах мы говорили об этом с участниками конференции. Мне особенно запомнилась директор одной из московских школ - Вера Даниловна, стаж которой насчитывает полсотни лет. Она оставила мне свой автограф, говоря о миссии, которая возложена на директора школы - быть впереди и всегда готовым преодолеть все трудности.
Впечатления переполняют, вдохновляют. Сделала вывод - наши ученики должны обязательно участвовать в конкурсах Всероссийского уровня, тогда и результативность будет заметна лучше. Выражаю глубокую благодарность главе района Геннадию Владимировичу Селезневу, который организовал работу по финансированию этой поездки в Санкт-Петербург, его заместителю по социальным вопросам Вячеславу Анатольевичу Яблочко и оказавшим спонсорскую помощь Гарнику Гарниковичу Хрояну и Михаилу Фёдоровичу Минаеву.

От редакции. Остаётся добавить, что на церемонии награждения за успехи в организации учебного процесса и воспитание подрастающего поколения Инжавинская средняя школа признана лауреатом, награждена дипломом и золотой медалью европейского качества «100 лучших школ России». Руководителю Ирине Юрьевне Хурцилаве вручён почётный знак «Директор года 2016» и удостоверение к нему.
Мы от всей души поздравляем коллектив Инжавинской средней школы с этим званием, её директора И.Ю. Хурцилаву с достойной наградой. Желаем, чтобы наши средние школы в районе и их филиалы были всегда школами успеха, уверенно моделировали и претворяли в жизнь программы школы будущего.

Фото из личного архива Ирины ХУРЦИЛАВЫ.

Автор:Любовь Пьянова