Лента новостей
Статья23 ноября 2016, 16:17

Мельница Унковского

В пятидесятых годах прошлого века в Уварове ещё можно было слышать от старожилов рассказы о мельнице Унковского. Кто такой Унковский, уже никто не помнил и не знал. Мельницу припоминали, спорили, о скольких "поставах" она была и где располагалась. Одни утверждали: в районе больницы. Другие не соглашались: "Не путай с движком Свисткова!..".
Память человеческая несовершенна. Часто время исторический факт превращает в легенду, былинный рассказ… Но теперь есть счастливая возможность обращаться к документам. Сколько бы не упрекали Интернет, но такую возможность любителю истории родного края он предоставляет.

Владельцем мельницы был потомственный дворянин Семён Александрович Унковский. Дворянский род Унковских был старинный и многочисленный, известный в истории России. Дядя хозяина уваровской мельницы Иван Семёнович Унковский в царствование императора Николая I и позднее, при Александре II, был широко известен как мореплаватель и государственный деятель. В свои молодые годы он совершил в качестве командира два дальних плавания на фрегатах "Аскольд" и "Паллада". Провёл их из Кронштадта через Атлантику и Индийский океан к берегам Японии. Участник похода писатель И.А.Гончаров описал это плавание в цикле путевых очерков "Фрегат Паллада".
После окончания Морского кадетского корпуса мичман И.С.Унковский принимал участие в морских гонках яхт из Чёрного моря через Средиземное, Атлантику в Кронштадт. Яхта под его командованием заняла первое место. Впоследствии Иван Семёнович Унковский был признан в России и мире выдающимся специалистом-"парусником". Дружил всю жизнь с адмиралом М.П.Лазаревым, создателем Черноморского флота.
В наше время адмирал советского и российского флота В.Н.Чернавин писал: "Унковский Иван Семёнович (1822-1886) - русский мореплаватель, адмирал, исследователь материкового берега Японского моря. Окончил Морской кадетский корпус (1839)… В 1854 году под руководством И.С.Унковского проведены съёмки и описание восточных берегов Кореи к северу от 35-й параллели и прилегающего участка русского побережья… открыты острова Римского-Корсакова, Рикорда, Рейнеке, заливы Посьета и Ольги".
В 1852 году в Японию с секретной дипломатической миссией направилась эскадра вице- адмирала В.Е.Путятина. Флагманским кораблём эскадры - фрегатом "Паллада" - командовал капитан - лейтенант Иван Унковский…
Отец Ивана Семёновича и дед Семёна Александровича Унковского, владельца мельницы в Уварове, Семён Яковлевич Унковский тоже был мореходом, совершил кругосветное плавание на корабле "Суворов" вместе со своим другом М.П.Лазаревым, будущим адмиралом.
После смерти Николая I на престол вступил император Александр II. Ему для проведения реформ требовались энергичные, честные люди. Иван Семёнович (к этому времени он был сенатором) назначается губернатором Ярославской губернии. Это было беспримерное исключение вследствие выдающихся заслуг Ивана Семёновича по организации губернского правления: сенаторов тогда ни на какие должности не назначали. Он преследовал взяточничество и сменил в губернии множество губернских и уездных казнокрадов. Действовал решительно, не обращал внимания на жалобы, кляузы…
Иван Семёнович женился в возрасте сорока трёх лет, в семье выросли три дочери и сын…
"Был рыцарь чести, верный и прямой слуга царю и Отечеству…" - пишет о нём в журнале "Русская народная линия" его внук С.П.Раевский. Выйдя в отставку, И.С.Унковский был директором Калужской мужской гимназии…

Отец хозяина мельницы генерал Александр Семёнович Унковский был братом прославленного адмирала Ивана Семёновича. Генерал выполнял поручения Александра II в Царстве Польском, обследовал условия службы и быта солдат во многих полках российской армии. Был неподкупно честным и знающим своё дело. Женился на Марии Павловне Азанчевской, родственнице семьи Гончаровых. Её отец был представителем от рода Азанчевских на венчании Александра Пушкина и Натальи Гончаровой.
Род Унковских на протяжении многих лет поддерживал дружбу с М.Е.Салтыковым-Щедриным. М.А.Унковская и С.А.Унковская написали книгу "Воспоминания о Салтыкове-Щедрине". Не от них ли он слышал о прекрасной реке Вороне? В книге "Письма к тётеньке" он тепло и душевно написал о реке. Вряд ли сам сатирик бывал в наших краях…
Азанчевские были в дружбе с Сергеем Васильевичем Рахманиновым.
В семье Унковских-Азанчевских и родился будущий хозяин мельницы в Уварове Семён Александрович Унковский. О нём известно совсем мало - титулярный советник (1903 год). Дворянин.
Была такая писательница Лидия Алексеевна Авилова (1864-1943), дружила с Семёном Александровичем, их даже объявляли женихом и невестой. Судьба не сложилась, но всю свою жизнь она вспоминала его как вежливого, воспитанного и приятного человека. По её словам, несостоявшийся жених умер в 1927 году. В Энциклопедическом электронном словаре называются такие данные: 1861 - 1927 годы, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище…
"Тамбовские губернские ведомости" (1910 год, №24) сообщали: "Делегатом на съезд для избрания уполномоченных на первое избирательное собрание избран от Уварова Унковский Семён Александрович, дворянин, владелец механической мельницы. Стоимость (мельницы) 59594 рубля…".
Уполномоченные на своём съезде должны были избрать уездное собрание и сформировать аппарат уездного правления. Уваровская волость доверила решать эти жизненно важные вопросы для тогдашней общественности Семёну Александровичу Унковскому.
По архивным данным, Семён Александрович Унковский в 1903 году был предводителем дворянства Балашовского уезда, титулярный советник (чин 9-го класса давал личное дворянство), по положению того времени предводитель дворянства одновременно был и председателем уездного земского собрания.
Тогда управленческие структуры, говоря современным языком, создавались с учётом имущественного ценза. Потому С.А.Унковский и был делегирован от Уварова, так как имел здесь приличное имущество, большую мельницу…
Возглавлять земское собрание - дело непростое. Время требовало быть и рачительным хозяином, и дипломатом - посредником между простым людом и предпринимателями. В России, и в Тамбовской губернии в частности, всё ещё тлела революционная обстановка, время от времени перерастая в противостояние трудового народа и власть имущих. В сёлах ещё слышались грозные раскаты революции 1905 года.

Мельница начала работать в 1862 году, вскоре после отмены крепостного права. Очевидно, её строил кто-то из родственников Семёна Александровича, рассчитывая на приток дешёвой рабочей силы освободившихся от помещиков крестьян и обилие дешёвого зерна в наших чернозёмных краях. На мельнице работало более 200 человек, по тем временам это было крупное предприятие.
В начале XIX века в Уварове быстро развивалась мелкая промышленность, в основном перерабатывающая сельхозпродукцию. Работал маслобойный завод Феофании Яковлевны Гавриловой, маслобойный завод Агафона Савельевича Нечаева, маслобойный завод и вальцовая мельница Дёмина, спичечная фабрика А.А.Ширяева и П.И.Кузнецова, был крахмальный завод. По всему Уварову ветер вращал крылья-лопасти около десятка ветряных мельниц.
К 1899 году численность населения возросла до 10 тысяч человек. Уварово становится центром Уваровской волости.
1897 год отмечается в нашем селе первыми массовыми крестьянскими волнениями против сбора недоимок… С полным основанием можно говорить о нарождающемся рабочем классе в Уварове.
Появились тайные кружки рабочих. В них вели работу "революционеры-нигилисты" Г.А.Усиевич, П.А.Ширяев. Приезжали из Воронежа, Тамбова, Борисоглебска "пропагандисты-смутьяны" - так их "величал" уваровский люд. Начались протестные выступления рабочих, крестьян-земледельцев.
1 февраля 1903 года об антиправительственных выступлениях в Уварове и Нижнем Шибряе писала ленинская "Искра". Газета сообщала об обысках и аресте учителя П.Ф.Уварова и врача С.М.Рубинович. Осенью этого года антиправительственные выступления охватили всю округу.
Поручик Щербинин, усмирявший протестующих, 1 ноября сообщал телеграммой в Борисоглебск: "На 60 вёрст кругом Уварова имения грабят и жгут…".
Советник губернского правления Луженовский сообщал губернатору, что приходится не только преодолевать сопротивление крестьян, но и отбивать их нападение. Так, 30 октября отряд Луженовского подвергся ночному нападению восставших, вооружённых огнестрельным оружием…
Гавриил Николаевич Луженовский в апреле 1905 года был назначен Тамбовским губернатором В.Ф.Лауницем на должность советника губернского правления. Отличался жестокостью подавления восставших. Революционеры пригрозили ему смертью, на что мать Луженовского через газету 3 ноября ответила: "Несчастные, ослеплённые люди! Не думайте запугать убийствами из-за угла тех, кто любит святую Русь. Я благословила двоих сыновей отдать жизнь свою за Православие и Царя, без которых погибнет наше Отечество. И если Господь допустит убийство моих сыновей, то безропотно буду доживать свой век без детей…".
Сын её тоже публично выражался и следовал при подавлении крестьянских выступлений личной установке: "Или зверь-революция сметёт государство, или государство должно смести зверя…".
Революционеры приговорили Г.Н.Луженовского к смерти. В Борисоглебске на перроне вокзала он был тяжело ранен М.А.Спиридоновой. После трёх недель мучений Луженовский умер. Был похоронен в семейном склепе у церкви села Берёзовка… Не удалось установить, какой Берёзовки. Вот до какой ненависти дошла борьба русского народа!..
Будущая писательница Л.А.Авилова (проживала в Калужской губернии, где были родовые корни и Унковских) вспоминала с ужасом, как "горел целый город скирдов, бегал и суетился управляющий… как потом, спустя некоторое время, запылал ночью и сам дом…".
Уваровская и соседние волости объявляются на военном положении. Сюда направляются карательные отряды под командованием вице-губернатора Богдановича.
Накануне выборов во 2-ю Государственную думу активизировали свою работу политические кружки РСДРП. В Уварове стали тайно распространяться листовки с политическими и экономическими требованиями.
В одной из листовок, распространяемых тайно в Уварове, в том числе и на мельнице Унковского, резко осуждалась проводимая царём политика: "кровавое правительство...", "лживый царь...", "вешает взрослых и детей, женщин… разоряет и тиранит народ…", "грабят министры народные деньги... товарищ министра Гурко хапнул сотни тысяч рублей, отданных ему для помощи голодным крестьянам… таких грабителей среди наших правителей сотни...", "нет дороги народу, нет свободы". Жёстко, хлёстко, но не без оснований! Что было, то было! Листовка призывает голосовать за кандидатов от РСДРП. Такие листовки находили понимание и поддержку среди уваровцев.
В Борисоглебском уезде, в Уварове участились случаи неповиновения властям, забастовки с политическими и экономическими требованиями: за отмену 14-часового рабочего дня, повышение оплаты труда. Борьба из политической всё увереннее превращалась в силовую, террористическую: стали убивать жандармов и полицейских, не прекращались поджоги и разграбление имений помещиков. В Моисеево-Алабушке, Берёзовке, Энгуразове дело доходило до стычек с полицией и казаками.
"Рассадником" смуты, по мнению губернских властей, в Уварове являются мельница Унковского и спичечная фабрика.
Тамбовский губернатор Н.П.Муратов в своих телеграммах уездным начальникам требует усилить борьбу с тайными кружками, настойчиво разоблачать и карать беспощадно "смутьянов-нигилистов". Губернатор на протестные выступления населения всё сильнее стал "закручивать гайки", всё активнее опираться на репрессивный аппарат - войска, полицию, жандармов. В свою очередь уездные правители всё чаще просят прислать "надёжные войска" для борьбы.
6 мая 1907 года в телеграмме Тамбовскому губернатору земский начальник 7-го участка (с.Уварово) Борисоглебского уезда считает "нежелательным вывод казаков из Уварова… могут повториться беспорядки 1905 года…". (Полурота казаков находилась в Уварове уже более года.)
Чем больше правительство усиливало репрессии, тем активнее сопротивлялся рабочий и крестьянский люд. Всё более люди ожесточались и пополняли ряды "смутьянов".
Самой оживлённой "трассой" стала каторжная дорога в Сибирь. По ней тысячи людей звенели кандалами. Ко всему, Россия находилась в состоянии приближающейся войны, это усиливало протестные настроения, разочарование в правящем самодержавии. Призывы РСДРП к борьбе "падали на удобренную почву", как стали писать газеты…
Беспомощность властей, нежелание вести с народом честный и откровенный разговор, надежда на усиление репрессивного аппарата, неудачи вскоре начавшейся войны и привели к революционной катастрофе.
К тому же "бизнесмены" того времени - помещики и фабриканты - не имели желания считаться со справедливыми экономическими требованиями своих рабочих. Да они часто и не видели в них людей, унизительно величали "быдло"! Усиливалась злоба и ненависть между работодателями и рабочими.

Как важно современной России не забыть уроки того печального времени! Без озлобления, лжи, искажения понять, что и почему тогда произошло. Почему Россия, её народ разделился непреодолимой пропастью, стал на разных берегах мутной, кровавой реки? А по обеим сторонам той пропасти стояли русские люди, одни страдали и голодали, другие барствовали и прожигали жизнь. Но и те и другие люди любили Россию, каждый по-своему. Те же "эксплуататоры" так много сделали для возвеличивания России, роста могущества и авторитета её в мире! Пример тому и род Унковских.
Но жизнь не остановить. Человек-труженик продолжал своё извечное дело - трудиться. В эти годы в Уварове освятили красавицу-церковь - Троицкую ("новую"). Через полноводную Ворону по Бетонному мосту покатили тройки, потянулись телеги с зерном. На отрубах возникали хутора. В Уварове выросли десятки купеческих красивых домов-дворцов…
Идя за сохой, пахарь философствовал: "Один с сошкой, семеро с ложкой!", "Плетью обуха не перешибёшь!". Как же мудр и покорен наш народ! Дворяне, нигилисты, кадеты, анархисты… Выборы, партии, листовки, каратели, пожары, чиновники, Дума, самые разные "Уложения" - а народ идёт своей дорогой.
Нам бы теперь повнимательнее вглядеться и осмыслить жизнь уже несуществующей и забытой мельницы Унковского. Протекавшая там жизнь есть незабываемый полезный, поучительный урок обеим "берегам".
Как много вопросов сокрыто в судьбе мельницы Унковского! Не погубила ли её, а вместе с ней и Россию неумеренная алчность одних и лютая ненависть, зависть и жестокость других?
Современному поколению, бегло "проходившему" историю, полезно было бы вглядеться, осмыслить судьбу мельницы, той же спичечной фабрики, чтобы не повторить печально-кровавое.
Возможно, "мельница Унковского" всё ещё мелет зерно, работает? И её рабочие читают интернет-листовки? Урок мельницы и фабрики спичек пошёл впрок? Справедливо говорят, что прошлое не отпускает, удерживает, напоминает о себе.
Всматриваешься, представляешь себе тех людей. Все, за редким исключением, были добрые люди. Истинные христиане.
Почему же жизнь их так озлобила? Что же такое должно было случиться с человеком, что поджигал он скирды тяжко выращенного хлеба? Своими руками уничтожал самое дорогое - хлеб!
Нам следует самим пристальнее вглядываться в ушедшую жизнь. Не слушать заморских "спецов по России", да и современных "смутьянов". Вон их сколько! Все ТВ-каналы заполонили. Им не нужно, чтобы "Унковская мельница" спокойно на благо России работала.

Автор:Алексей Евдокимов