Лента новостей
Статья23 ноября 2016, 09:28

Прокати нас, Надюша, на тракторе!

В настоящее время можно сказать, что нет такой профессии – женщина-тракторист. А в 60-70 годы о ней упоминали очень часто, создавались даже женские тракторные бригады. Почему же слабый пол садился за руль трактора наравне с мужчинами, ведь это очень тяжелый физический труд? За ответом на этот вопрос мы и отправились в село Ивановку, где проживает Надежда Серафимовна Трунова, одна из первых женщин в районе, которой покорился «железный конь».

Мы были уверены, что нас встретит убеленная сединами старушка с отпечатком тяжело прожитых лет на лице. Но были несказанно удивлены, увидев энергичную, жизнерадостную женщину, с ярким блеском в глазах и доброй улыбкой, совсем не выглядящую на свой возраст. Это по паспорту Надежде Серафимовне 80, а душа осталась по-прежнему молодой и заводной.
Родилась наша героиня здесь же, в Ивановке, в многодетной и очень трудолюбивой семье. Отец Надежды слыл в народе знатным печником и плотником. Из-под его топора вырос не один дом в Ивановке, но самый большой он, конечно, построил для своей семьи, в которой подрастали шестеро детей. В далеком 41-м под переливы его гармошки уходили на фронт многие односельчане, а вскоре призвали и его. Но повоевать ему пришлось недолго – в 1942-м маленькая Надюшка с братьями и сестрами бежала по пыльной сельской дороге навстречу раненому в ногу, на костылях, но зато живому отцу.
Несмотря на то, что в сороковые-огневые Надежда была совсем маленькой, она помнит военные годы очень отчетливо. Помнит, как женщины рыли окопы на пустых огородах, чтобы в случае бомбежек укрыться в них, помнит, как пролетали над селом самолеты, сея вокруг страх и ожидание беды.
В 1944-м девочка пошла в 1-й класс, а после окончания семилетки уехала к родственникам в Воронеж, где работала нянечкой в круглосуточном детском садике. Но тревога за близких и любовь к родной земле все-таки перетянули ее обратно. С юных лет Надежда была приучена к труду. У нее был особый характер. Взялась за дело – отдавай ему всю себя. И где бы она потом ни работала: на свекольном поле, на молочно-товарной ферме, везде была в передовиках, а ее портрет не сходил с доски Почета.

А в начале 70-х годов трудовой путь Надежды Серафимовны круто изменился. Находящийся на территории Ивановки совхоз «Жердевский» был хозяйством крепким, большим. Но чем больше он набирал сил, тем острее чувствовалась нехватка механизаторских кадров, которые требовались не только на полевых работах, но и в животноводстве. Значит, нужны специалисты. Но где их взять? И было решено сделать их из своих же местных девчат. После полугодового обучения, отличной сдачи теории и успешно выдержанных испытаний по вождению тракторов была организована первая женская тракторная бригада. У Надежды было какое-то особое чутье к машине. Она садилась в кабину, привычно брала управление – и трактор легко и плавно делал все, что нужно. На новеньком МТЗ-52 «Беларус» молодая женщина бороновала, культивировала, сеяла, возила «зеленку» и силос на ферму. Трактористок никогда нельзя было увидеть сидящими без дела. Они выполняли тяжелейшую работу, помогая стране процветать. Правда, первое время их не допускали пахать.
Но через два года Надежду делегировали на областной конкурс пахарей, где ей впервые пришлось «укротить» неизвестный ей доселе гусеничный трактор. По команде «Марш!» трактористкам-конкурсанткам предстояло на скорость и качество вспахать выделенный участок поля. Но и эта задача не из легких оказалась ей по плечу. Домой она привезла призовое второе место и редкую по тем временам в домах радиолу, а на следующий год – фотоаппарат. Через некоторое время трудолюбивую и ответственную Надежду Трунову снова отправили учиться, но уже на бригадира тракторной бригады. И вскоре в ее подчинении было 30 мужчин и пять женщин. Поначалу приходилось совсем не просто и физически, и морально. Было и недоверие, и скептицизм: мол, сможет ли, женщина выдержать труд, который не под силу многим мужчинам? Но Надежда оказалась не из слабых. Неотступная, за что ни возьмется – всегда дойдет до конца. Настоящая хозяйка, требовательная к себе и подчиненным, бригадирша быстро наладила в коллективе крепкую дисциплину, подавая пример ответственным отношением к земле и делу.
Женская мудрость и терпение, умение найти компромисс в любой обстановке помогали ей в работе в почти мужском коллективе. У каждого члена бригады был свой характер, свои личные заботы и наклонности, но объединяло их одно – большая любовь к родной земле и технике, которая, кстати сказать, в бригаде находилась в идеальном состоянии. Надежда не чуралась никакой работы – даже ремонтировала технику, выполняя еще и обязанности механика. Бригада жила одной дружной семьей, деля пополам печали и радости. Надо сказать, что и тех, и других хватало с лихвой.

Сама Надежда Серафимовна, расставшись со своим мужем через десять лет совместной жизни, осталась с тремя малолетними детьми, которых нужно было доводить до ума. Было очень непросто совмещать и работу от зари до зари, и воспитание детей. Но тогда она не думала о себе, находила в себе силы противостоять всем жизненным трудностям и невзгодам. Выйти замуж второй раз и этим облегчить проживание своей семье – такая мысль даже не приходила ей в голову. Свою жизнь эта простая русская женщина, про которую можно сказать «Коня на скаку остановит. В горящую избу войдет…», – полностью посвятила труду и детям. И два сына и дочь не подвели свою маму – выросли достойными уважения людьми. Надежда Серафимовна – богатая мать, бабушка и прабабушка. Дети подарили ей шестерых внуков, а те в свою очередь – шестерых правнуков. Несмотря на то, что женщина, которую язык не поворачивается назвать пожилой, живет одна, такое ощущение не складывается, когда попадаешь к ней в дом.
Со всех стен смотрят на хозяйку любимые лица родных ей людей. В ее «картинной галерее» все, кто ей близок и дорог. Им она по вечерам рассказывает, как прошел ее день. А прошел он, как и всегда, в бесконечном труде, без которого она просто не может жить. Даже выйдя на пенсию, она не смогла долгое время оставаться без привычных ей забот и хлопот: помогала сыну поднимать его фермерское хозяйство, до 68 лет держала на своем подворье всякую живность, без которой в деревне очень трудно прожить, до сих пор сажает огород, который по своим размерам может прокормить не одну семью, нянчится с правнуками. «Да пожалеешь ты себя, Надежда, или нет?» – спрашивают ее ровесницы, которые ведут спокойную и размеренную жизнь под стать своему возрасту. Но нет, пока Бог дает силы, считает Трунова, нужно жить на полную катушку. Остановишься – вмиг приклеются разные болячки. А сейчас она даже читает без очков. Только иногда, вспоминая свою жизнь, Надежда Серафимовна удивляется: и как я все это смогла выдержать?
За свой самоотверженный труд Надежда Серафимовна была награждена высокой правительственной наградой – орденом «Знак Почета», а юбилейных медалей и почетных грамот и не перечесть. Но не за награды работали раньше колхозники. Порой проехать по селу на тракторе, на котором развевался красный флажок передовика, было намного почетнее. А награды что? Ими играли дети, пока не подросли и не поняли, что все мамины заслуги перед Родиной нужно сохранить для будущих поколений, чтобы и они гордились этой великой труженицей, одной из тех, кто своим каждодневным трудом сделал нашу страну сильной и процветающей.
Автор:И. Старова. Фото автора