Лента новостей
Статья2 ноября 2016, 08:36

"Мы помним, чтим поклоном низким..."

На полях Тамбовской области,Умётского района не было сражений Великой Отечественной войны. Но это не значит, что они стояли в стороне от великой битвы страны.

Вечная слава героям

Сталинградская битва началась 17 июля 1942 года, когда в излучине Дона подразделения 62-ой армии вступили в бой с авангардом 6-ой армии Вермахта. Она продолжалась 200 дней и ночей. В сражении на отдельных ее этапах действовало с обеих сторон свыше 2 миллионов человек, более 2 тысяч танков, столько же самолетов, 26 тысяч орудий и минометов. По накалу и драматизму этому сражению трудно найти аналог.
Героизм подразделений и людей здесь стал обычным делом. Их боевым девизом были слова, звучащие, как клятва на верность Родине: «За Волгой для нас земли нет!», «Стоять насмерть!» Свою священную клятву защитники Сталинграда выполнили с честью.
Фашисты штурмовали известный в Сталинграде Дом Павлова 58 дней и ночей, но так и не смогли сломить упорство его защитников.
На позицию, занятую советскими бронебойщиками Петром Болото, Иваном Алейниковым, Константином Беликовым, Григорием Самойловым, устремились 30 вражеских танков. Герои уничтожили 15 машин, остальных заставили отступить.
С бутылкой горючей смеси в руке встретил фашистский танк краснофлотец Михаил Паникаха. Пуля разбила ее, огонь охватил бойца. Словно горящий факел, бросился моряк-комсомолец навстречу танку, разбил последнюю бутылку о решетку люка, огромное пламя поглотило героя вместе с танком.
Если в воздушном бою загорался самолет и летчику грозил фашистский плен, советский пилот оставался верен присяге: огненным смерчем врезался он в скопление вражеских войск, ценою своей жизни платил за грядущую победу. В битве за Сталинград подвиг капитана Гастелло повторили 17 летчиков. Одним из первых был майор В. В. Землянский. Израсходовав весь боезапас, советские летчики не покидали поля боя — они шли на таран фашистских самолетов. В небе Сталинграда летчики совершили 33 таранных удара. Бессмертной славой покрыли себя 9 героических танковых экипажей, которые до последнего патрона сражались в горящих машинах, но в плен не сдались.
33 бойца 87 стрелковой дивизии, оборонявшие высоту в районе Малые Россошки, стали неодолимой твердыней на пути превосходящих сил противника. В течение дня они отчаянно отбивали атаки 70 танков и батальона гитлеровцев, оставив на поле боя 150 убитых солдат и 27 подбитых машин.
В самую критическую минуту боя, когда надо было спасти товарищей от смертельного огня, а патроны и гранаты кончались, герои Сталинграда бросались грудью на амбразуру вражеских дзотов, 9 защитников города предвосхитили подвиг Александра Матросова.
Мы рассказываем читателю это для того, чтобы было понятно, какой накал битвы присутствовал в дни обороны Сталинграда, какие усилия были приложены для обороны города, какими жертвами было всё оплачено.
С началом Сталинградского сражения на аэродром соседнего с Умётом Кирсанова перебазировалась часть 752 авиационного полка дальнего действия.
Первоначально полк работал на Ржевском, Воронежском и Елецком направлении, но с августа 1942 г. согласно Приказу Командования Авиации Дальнего Действия начал бомбардировки противника на Сталинградском направлении.
Экипажи полка с аэродрома Кирсанов, делая по 2-3 вылета за ночь, вели боевые действия по выдвигающимся войскам, резервам и аэродромам противника на подступах к Сталинграду. За период Сталинградской операции полк совершил свыше 1600 боевых вылетов, сбросив на врага около 2000 тонн бомб. С августа 1942 г. по март 1943 г. полк в боевых вылетах потерял девять самолетов.

Последний вылет
За этот же период в катастрофах потеряно 4 самолета Ил-4, погибло 7 человек летного состава. Одна из них произошла 9 октября в районе села Софьинка, когда в тяжёлых метеоусловиях, примерно в 21.30 после бомбардировки немецко-фашистских войск в районе Сталинграда на обратном маршруте в 15 километрах южнее города Кирсанов на высоте 1000 м в условиях сильного дождя и облачности 10 баллов при выводе из облаков летчик старшина Горошилов потерял пространственное положение самолета. Штурман выбросился на парашюте. Летчик же и стрелок-радист выпрыгнули, когда высота была уже очень мала, парашюты не раскрылись и оба погибли.
Похоронили обоих на месте падения – в селе Софьинка. До недавнего времени о них практически ничего не было известно – только фамилия, имя, отчество. В предыдущем номере мы писали, что много лет поиском и увековечиванием памяти лётчиков – участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, занимается Сергей Колычев, офицер в отставке, много лет прослуживший в морской авиации. Именно Сергей Алексеевич сумел найти племянницу Ивана Горошилова, одного из погибших. От неё он получил единственную сохранившуюся фотографию своего дяди. Собрал он и информацию о нём. Её немного, но достаточно, чтобы составить общее представление о человеке.
Горошилов Иван Петрович, старшина, летчик самолета Ил-4, родился в 1919 г. в с. Красный Яр Молотовского района Сталинградской области. Окончил Камышинский техникум гидромелиорации в 1939 г. и по призыву комсомола поступил в Балашовскую военную авиационную школу пилотов, которую закончил в 1941 г. С июня 1941 г. слушатель 1-й Высшей школы штурманов и летчиков ВВС Красной Армии. В сентябре 1942 г. назначен в 752 авиаполк летчиком самолета. Общий налет: днем – 103 часа, ночью – 24 часа, на самолете Ил-4 – 60 часов.
Только три боевых вылета на своём ИЛе он успел сделать в район боевых действий в районе Сталинграда. В сентябре назначен, 9 октября погиб…
К сожалению, о втором члене экипажа известно совсем мало. Смирнов Александр Георгиевич, младший сержант, стрелок-радист самолета Ил-4, родился в 1921 г. в Читинской области… Всё. Но главное – известно имя. Быть может, по прошествии времени найдётся дополнительная информация об этом лётчике.

Главное - сохранить память
21 октября текущего года, когда состоялся митинг памяти погибших лётчиков, стояла довольно прохладная осення погода. Но это не помешало многим людям прийти на Софьинское кладбище, где к началу мероприятия на могиле был установлен гранитный памятник нашим лётчикам. Здесь к месту хочется назвать людей, кто помог с изготовлением этого памятника. Это Сергей Костерин, Александр Тузов, Николай Загороднев, Наиль Юсупов, Александр Романов, Юрий Швыряев. Глава района Александр Сучков и Сергей Колычев выразили им большую благоадрность за неравнодушие.
По православному обычаю настоятель Казанского храма отец Сергий провёл освящение памятника. После выступил глава района Александр Сучков. Он сказал, что несмотря на то, что война давно закончилась, мы не имеем права забывать тех, кто принёс победу нашей стране. Такие люди, как Сергей Колычев способствуют своим подвижническим трудом сохранению этой памяти, нередко возвращая из небытия солдат и офицеров, кто ценой своей жизни сделал победу возможной.
Следующим слово было предоставлено Сергею Колычеву. Он отметил, сколько много в процессе его поисковой работы пришлось встретить неравнодушных людей, помогавших ему в его поисках.
- Мне тесным образом приходится сотрудничать с Центральным военным, Тамбовским областны архивами, с людьми которые непосредственно, а порой и опосредовано были знакомы по службе, по жизни с тем человеком, посками которого занимался.
Почему я этим занимаюсь? Мне хочется, чтобы как можно меньше участников Великой Отечественной войны оставались безымянными. Толчком к началу моей работы стало одно из посещений вонского кладбища в Кирсанове, где похоронены в том числе и лётчики 752 авиационного полка дальнего действия. В тот раз вдруг бросился в глаза скромный обелиск с красной звёздочкой и прикреплённой на нём табличкой с надписью: “Экипаж – семь человек”. И всё. Я не смог почерпнуть никакой информации в местном музее, подшивках местной газеты. Это и стало точкой отсчёта моей поисковой работы. В конце концов были восстановлены имена всех семерых членов экипажа, что для меня стало очень важным событием. С тех пор я в постоянном поиске, считая это долгом, если хотите долгом чести перед невернувшимися с войны.
Выступившая следующей Ольга Вязимова, начальник управления по работе с персоналом филиала ПАО “МРСК Центра” – “Тамбовэнерго” рассказала о том, какое важное значение подобной поисковой работе придают в их предприятии, всячески поощряя подобное дело. В заключение она вручила Сергею Колычеву Благодарственное письмо Тамбовского регионального отделения общероссийского общественного движения по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества “Поисковое движение России” “за бескорыстную работу по установлению судеб лётчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны и захороненых на территории Тамбовской области”.

Всем, кто войну не пережил...
Были в этот день и два видеовыступления. С первым к собравшимся на митинг обратился бывший лётчик 752 авиаполка ныне здравствующий Герой Советского Союза Николай Павлович Жуган. Второе видевыступление – это благодарность за увековечивание памяти земляка от главы муниципального образования Красный Яр Волгоградской области Михаила Николаевича Иванова. Он поблагодарил жителей Софьинки за то, что они “приютили” на вечное поселение их земляка лётчика Ивана Горошилова.
Объявляется минута молчания. Под размерные звуки метронома все присутствующие склонили головы в почтении перед памятью воинов, давших возможность нам жить в мире сегодня.
Мы помним, чтим поклоном низким
Всех, кто войну не пережил,
И тех, ушедших в обелиски,
И тех, кто вовсе без могил.

Отдавая дань почести погибшим лётчикам, захороненым на Умётской земле, самолёт Тамбовского авиационного клуба под управлением лётчика Виталия Бабенко, облетев по кругу место их упокоения, продемонстрировал перед собравшимися фигуры высшего пилотажа.
В заключение под звуки духового оркестра Кирсановского авиатехнического колледжа гражданской авиации к памятнику Ивана Горошилова и Александра Смирнова возложили цветы, венки, отдав дань памяти им и всем, кто защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Вечная им память!
Автор:Владимир Муленко фото автора